Куда уходят рынки? Торговля в Екатеринбурге меняет формат работы

Павел Лункевич / пресс-служба УрГЭУ

В мегаполисах России стали исчезать сельскохозяйственные рынки. За год Екатеринбург лишился сразу двух торговых комплексов: был ликвидирован старейший рынок на Уралмаше, то же самое произошло в Ботаническом микрорайоне. О причинах таких изменений, перспективах, проблемах и дефиците кадров в торговой отрасли рассказала директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга, почетный профессор Уральского государственного экономического университета Вера Соловьёва.

   
   

Объективный процесс

Адексей Смирнов, «АиФ Урал: — Вера Петровна, продовольственные рынки потеряли свою былую актуальность?

Вера Соловьёва: — Актуальность они не потеряли, но их количество, действительно, снижается, и этот процесс — объективный и неизбежный. За годы формирования новых экономических отношений ситуация в стране существенно изменилась. Появились новые форматы торговли, и на долю сельхозрынков остается все меньше и меньше пространства. Хотя обеспеченность торговыми площадями в Свердловской области и в целом по России достаточно велика. Например, по данным городской администрации, в Екатеринбурге она составляет уже более 1,5 тысячи квадратных метров на тысячу жителей, приближаясь к европейским стандартам. Большой объем потребительского рынка занимают торговые центры, а в последние годы огромную его часть захватила интернет-торговля. В то же время ушла, если вы заметили, потребительская кооперация. В товарообороте Свердловской области она всегда занимала около 10%, сейчас — менее 1%. То есть в села тоже пришли новые форматы.

Фото: Павел Лункевич

— Кто из производителей заинтересован в продовольственных рынках?

— В первую очередь это фермеры. Фермер, как правило, умеет производить, но не умеет продавать. Чтобы реализовать товар напрямую, ему необходимо создавать какую-то свою торговую структуру, нанимать людей, а это требует финансовых затрат. Он может воспользоваться услугами рынка, сдать продукцию и получить за неё деньги. Однако при этом он теряет контакты с покупателем, которые очень для него важны. Фермера должны знать если не в лицо, то хотя бы по названию хозяйства. Идеальная ситуация — когда фермер производит сельхозпродукцию, а члены семьи ее продают, тогда складывается хорошая цепочка. Но сегодня фермеры могут сдавать товар и в магазины, и на предприятия общепита. В результате рынки либо исчезают, либо меняют формат работы, превращаясь в подобие торговых центров. Например, Областной рынок на Громова в Екатеринбурге сегодня функционирует, по сути, как ТЦ, хотя там и присутствует фермерская продукция.

Фото: Павел Лункевич

— Считается, что прелесть рынков заключается в возможности договориться и снизить стоимость товара. Кроме того, имеет место некая душевность отношений продавца и покупателя, которой нет ни в супермаркетах, ни тем более в интернет-продажах...

— На самом деле сегодня на рынках люди практически не торгуются, этот момент исчез уже давно. Что касается душевности, то она ушла не только из сферы торговли — это коснулось и общества в целом. Исходя из европейского опыта — например, Германии, — маленькие магазины и небольшие предприятия общепита постепенно перейдут и уже переходят на такой «душевный формат», грубо говоря, они станут более человечными. Там собственник знает, в какой день и час к нему придет конкретный покупатель, под его потребности заказывают продукты и формируется ассортимент. Думаю, мы к этому в конце концов придем.

   
   

У каждой сети — свой покупатель

— И все-таки цены на рынках ниже, чем в больших супермаркетах?

— Это не всегда так, а кроме того, сегодня по «бюджетным» ценам продукцию реализуют многочисленные «магазины у дома». Например, недавно появилась новая торговая сеть: ее магазины безобразны с точки зрения оформления, технологий, товар там валяется едва ли не под ногами. Но он — дешевый, поэтому у таких точек всегда есть свой покупатель! В целом сегодня в России действуют торговые сети разного ценового уровня, ориентированные на финансовые возможности людей с разным достатком. В связи с этим ехать на рынок за дешевыми продуктами уже необязательно, всё можно купить рядом с домом, в шаговой доступности.

— Вера Петровна, а сами вы посещаете рынок?

— Да, я уже около двадцати лет покупаю творог у одной и той же семьи. Рынок — это ведь еще и место встречи, общения, способ провести время. В магазине мы все быстренько купили, рассчитались, надо уходить. А по рынку можно побродить, посмотреть, хотя это больше касается, наверное, старшего поколения. Молодежь сегодня часто заказывает продукты, эта система очень распространена.

— Нет опасности, что в ближайшие лет пять-десять продовольственные рынки вообще исчезнут из больших городов?

— Думаю, такого не случится, рынки останутся. Свою продукцию фермеру необходимо где-то опробовать, магазин у него ее сразу не возьмет. Рынок — как раз то место, где производитель может изучить спрос, понять предпочтения покупателей и так далее. Кроме того, фермерская продукция ведь носит еще и ярмарочный элемент. Ярмарки выходного дня или организованные по каким-то праздникам сами по себе являются небольшими рынками и также оттягивают на себя часть потребителей.

Фото: Павел Лункевич

— Правда, что возможности роста торговых центров также постепенно исчерпываются?

— Это так. Главная функция ТЦ — реализация продовольственных и непродовольственных товаров, но они частично уходят в развлекательный сегмент: кинотеатры, шоу-программы, фитнес, квесты. В продуктовом отношении самый популярный формат сегодня это все-таки «магазины у дома». Их количество постоянно растет. Недавно ФАС России в отношении торговых сетей выявила признаки нарушения в 41-м регионе, включая Свердловскую область. В соответствии с Законом о торговле, отдельная сеть не вправе открывать новые магазины на территории, где ее доля (в денежном выражении) превышает 25% от объема проданных товаров за предыдущий финансовый год.

Логисты — на вес золота!

— Во многих отраслях в России сегодня ощущается острый дефицит кадров. Торговля не стала исключением? Каких специалистов особенно не хватает?

— В первую очередь — это массовые рабочие профессии: продавцы, кассиры, те, кто работает непосредственно с людьми. Что касается более квалифицированных специалистов, то сегодня у нас острая нехватка товароведов. Не нужно путать их с менеджерами: задача менеджера — продать товар, а функция товароведа — оценить его качество. Менеджер может не знать, чем, к примеру, отличается настоящая итальянская обувь от китайской, а товаровед — знает!

Фото: Павел Лункевич

В торговой сфере также очень не хватает специалистов по логистике. Это относительно новое направление. Логисты выстраивают цепочки доставки товара. Сегодня его цена формируется не столько в магазине, где просто делают торговую надбавку, сколько в логистике. Там очень много «прорех»: где и как хранить товар, как его доставить, периодичность доставки. Например, хлеб и молочную продукцию надо завозить небольшими партиями, но часто. Логисты все это могут просчитать, но хороших специалистов, которые бы профессионально работали на снижение конечной стоимости товара, пока крайне мало, в торговле они на вес золота. Менее острый дефицит таких специалистов — в сфере транспорта.

— В УрГЭУ их готовят?

— Да, набор происходит каждый год. Кафедра логистики и коммерции появилась у нас несколько лет назад. Я ее создала и некоторое время руководила. Считаю, что за ней — большое будущее!

— Каких еще специалистов готовит ваш институт?

— У нас в институте девять кафедр. Они готовят технологов, менеджеров, профессионалов, способных проектировать малые и крупные предприятия пищевой промышленности, общепита и сферы услуг, работать в торговле, на таможне, в сферах туризма и гостеприимства, коммерции и логистики. Новое направление подготовки — биотехнологии. В этом году мы приняли порядка двухсот человек, а всего у нас учится около тысячи студентов, из них 20% — иностранцы.

Фото: Павел Лункевич

— Какие страны они представляют?

— В первую очередь — Казахстан и Китай, Узбекистан и Киргизию. Второй год приезжают учиться специалисты из Туркмении. Что касается дальнего зарубежья, то это Египет, Перу и Мексика, также есть граждане Афганистана и Пакистана.

Трудоустройство — 100%

— Как обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников?

— Наши студенты уже со второго курса начинают работать, проходят практику в магазинах, на предприятиях общественного питания, и к четвертому году обучения многие определяются с будущим местом работы. Институт два раза в год проводит соответствующие опросы, они показывают, что после получения диплома трудоустраивается 100% наших ребят.

 Фото: Павел Лункевич

— С вашей точки зрения, в каких направлениях в ближайшее время будут развиваться сферы торговли, услуг, общепита?

— В первую очередь — интернет-торговля, она будет занимать все больший объем продаж, особенно в непродовольственном сегменте: хозяйственные товары, строительные материалы, бытовая техника, мебель, одежда и обувь — все то, что не требуется смотреть и щупать и можно выбрать по картинкам в интернете. Продовольственная торговля будет уходить в доставку. Проходит спрос на рестораны с большими залами — они также уходят в доставку и проведение серьезных массовых мероприятий. Зато развиваются сети узкоспециализированных небольших предприятий: кофейни, блинные, пирожковые, булочные. Представителям малого бизнеса, стартаперам, самозанятым я бы рекомендовала посмотреть в сторону сферы услуг — там сегодня большие возможности.