«Нужны уроки полового воспитания». Учитель – о современном образовании

Учитель русского языка и литературы школы с.Аксарки Мария Наговицына © / Личный архив

5 октября мы отмечаем День учителя — праздник, которому почти 60 лет. Недавно на Ямал со Всероссийского этапа конкурса «Учитель года» вернулась Мария Наговицына. Учитель русского языка и литературы из маленького северного села Аксарка с честью представила округ. В разговоре с корреспондентом yamal.aif.ru она рассказала о конкурсе, о современных школьниках и о роли учителя в образовании детей.

   
   

Мастер-класс для коллег-учителей

Полина Марамчина, yamal.aif.ru: Мария Геннадьевна, несколько дней назад вы вернулись из Саратова, где прошел конкурс «Учитель года России». Расскажите, как для вас прошло это испытание?

— Итогами конкурса довольна. К сожалению, не прошла в число лауреатов, но это повод проанализировать, почему так получилось и что нужно сделать, чтобы в будущем добиться лучших результатов. Однако я получила хороший приз — стажировку в одной из лучших школ мира, гимназии Е. Примакова в Подмосковье. Думаю, это более ценно, чем вхождение в лауреаты.

— На протяжении всего конкурсного пути, что для вас было сложнее всего?

— Пожалуй, это преодоление волнения перед публичным выступлением. Мы каждый день работаем с людьми, но не каждый день даем, например, мастер-классы коллегам.

Да, я не победила на конкурсе, но я стала звеном, которое показало связь между большими городскими школами, конкурсом всероссийского уровня и маленькой сельской школой.

У каждого педагога своя «Баночка терпения»

— Мария Геннадьевна, есть мнение, что сегодня дети перестали уважать учителей, вы с этим согласны? С чем может быть связана потеря авторитета?

   
   

— Раньше учитель был единственным источником знаний, а с началом цифровой эпохи появилось множество вариантов поиска информации — и вот эта роль учителя, как единственного источника знаний, немного изменилась. Теперь главная задача педагога — сориентировать ребенка в огромном море информации.

Любой педагог, даже самый идеальный, проиграет интернету в количестве знаний. Соревноваться бессмысленно, поэтому сегодняшний преподаватель должен быть таким, чтобы детям в будущем на него хотелось бы равняться.

Я не думаю, что учителей стали меньше уважать. На мой взгляд, такое мнение связано с тем, что оскорбительные для учителей случаи стали получать большую огласку, быстрее распространяться, из-за чего у нас складывается впечатление, что педагоги вне почета. Решить проблему оскорблений как со стороны детей, так и педагогов, дойти до сути конфликта помогут камеры. Если урок будет записан системой видеонаблюдения, то это обезопасит стороны от ложных обвинений.

— Действительно ли в школах существует такая проблема, как дети и каждеты, которые отвлекают внимание учащихся от урока?

- Я себя считаю современным педагогом и цифровым учителем и понимаю, что гаджеты — это наши помощники. Я поддерживаю закон о запрете мобильных телефонов на уроках, но при этом не хочу, чтобы такое решение приводило к полному отказу от цифровых средств. Сама инициатива хорошая, когда ребенок сдает в шкафчик мобильный телефон, но ее надо доработать. Например, если какая-то чрезвычайная ситуация, то ребенку необходимо иметь телефон под рукой, чтобы сообщить о случившемся родителям.

Я, например, вижу такой выход: индивидуальные ноутбуки на уроках у детей, которые выдает школа, либо какие-то мобильные телефоны, но с ограниченным доступом к играм, чтобы там был только учебный контент. Ученикам их раздают на уроках, и ребята могут ими пользоваться в образовательных целях. Потому что, например, я очень люблю применять на занятиях различные приложения, игры, викторины и интерактивные тесты. Это позволяет быстро проверить знания у всего класса, буквально за пять минут.

— Какие бы вы советы дали молодым учителям в работе с непослушными учениками?

— Когда ты начинающий педагог, то пробуешь разные методы. Конечно, самое простое, это повысить голос. И как раз из своей практики я поняла, что это худшее средство. Самое лучшее для меня, это просто замолчать и выразительно посмотреть на ребенка. Как правило, ученик сразу понимает, что лучше успокоиться.

Если дети маленькие, помогает прием «Баночка терпения». Ставим на стол красивую и небольшую баночку. Она должна быть заполнена разными камушками, брелочками или бусинами. И по мере того, как класс начинает шуметь, мы потихоньку содержимое вынимаем. Таким образом, маленьким детям можно показать, что терпение учителя на исходе. И когда баночка станет пустой, последует либо оповещение родителям, либо вызов к доске. Дополнительное домашнее задание не даю, считаю, что оно не может служить инструментом воспитания.

По запросам времени

— Как вы считаете, чего не хватает современным школам?

— Мне кажется, в современной российской школе не хватает уроков полового воспитания. Было бы очень полезно, чтобы дети, понятным и научным языком от врачей узнавали про отношения полов. Как должны строиться отношения между юношами и девушками. Из-за нехватки таких знаний появляются многие проблемы. Это и ранние подростковые беременности, и конфликты в личных отношениях.

Мария Наговицына: "Современная школа должна готовить учеников к реальной жизни, где им придется самостоятельно добывать знания".  Фото: Личный архив

Отдельно хочется упомянуть и программу литературы. Многие педагоги-словесники со мной согласятся. Нам очень не хватает часов по этому предмету. На большие произведения отводится слишком мало времени, особенно начиная с седьмого класса. Что касается содержания программы, здесь я бы хотела видеть больше современных авторов: А. Чудакова, М. Петросян, П. Санаева. Да, понятно, что не стоит убирать классиков, но добавить современных российских и зарубежных писателей, на мой взгляд, не было бы лишним. Зарубежную литературу в школах изучают в недостаточном объеме, чтобы сформировать полное представление о литературных процессах в мире.

— Недавно прошла реформа образования, были внедрены новые учебники. Как вы считаете, было ли это необходимо?

— Обновление учебников и содержания образования необходимо. Школу и так часто обвиняют в консерватизме. При этом важно, чтобы учебники проходили полную апробацию, соответствовали запросам учеников и времени, а также содержали достоверную научную информацию.

— Есть мнение, что учителя, предлагая ученикам самостоятельно находить информацию, переложили свою работу на детей и их родителей, вы с этим согласны?

— Современная школа должна готовить учеников к реальной жизни, где им придется самостоятельно добывать знания. В отличие от советской системы образования, которая давала ребятам готовые знания, современная школа формирует навыки самообразования и критического мышления. Это означает, что ученики должны уметь находить и анализировать информацию из разных источников, а также применять полученное на практике.

Урок — это поход за знаниями. Учитель должен направлять, помогать и вместе с учеником искать ответы на вопросы, а не просто ставить задания и проверять их выполнение. Важно помочь ребенку в случае трудностей, и убедиться, что он понимает изучаемый материал. Поэтому не могу согласиться с тем, что учителя не учат. Учат добывать знания. Тем, кто привык получать их в готовом виде, это, конечно, кажется трудным, проще обвинить школу. Напомню, что мозгу необходимо трудиться, только тогда он развивается.