Безопаснее и дешевле? На Ямале селяне остались без авиарейса до Тюмени

Наталья Третьякова / АиФ

1 января перестало действовать прямое авиасообщение между селом Красноселькуп (ЯНАО) и Тюменью. В качестве альтернативы жителям предложено пользоваться вертолетными маршрутами до Нового Уренгоя. Подробнее в материале yamal.aif.ru.

   
   

Сложный маршрут

Решение об отмене рейсов в Тюмень, выполнявшихся авиакомпанией «ЮТэйр», принято правительством округа. Для жителей Красноселькупа, численность которого составляет около 4 тысяч человек, доступ к крупным населенным пунктам возможен только по автозимнику или небу. Регулярного транспортного сообщения с другими значимыми городами региона у территории нет. Грузы в муниципалитет доставляют по реке Таз, однако пассажирские перевозки этим маршрутом не предусмотрены. Вертолеты связывают район только с несколькими населенными пунктами: Тарко-Сале, Новый Уренгой и село Толька.

До 2025-го года красноселькупцы могли улететь в Тюмень прямым рейсом, но власти округа решили отменить авиасообщение из соображений безопасности жителей. В окружном департаменте транспорта объяснили, что добираться на вертолете до Нового Уренгоя, а оттуда уже в Тюмень, будет менее опасно и дешевле.

«Безопасность – один из приоритетов работы правительства ЯНАО. Эта задача распространяется на обеспечение безопасности транспортных перевозок в тех аспектах, которые находятся в зоне компетенции округа. В связи с этим было принято решение об изменении логистических цепочек между Красноселькупом, Тарко-Сале, Толькой и Тюменью и обеспечение граждан гарантировано безопасными перевозками», – прокомментировали в ведомстве.

Местные жители переживают, что отмена авиасообщения еще больше усложнит их жизнь. Надеяться только на зимник нельзя. В этом году из-за аномально теплой погоды, снежная автодорога Коротчаево – Красноселькуп была открыта не 20 декабря, а 10 января. Из-за этого в селе были перебои с продуктами, не хватало товаров первой необходимости. В частности, на полках магазинов не было яиц, молочной продукции и сливочного масла.

На 11 часов больше 

В окружном правительстве пояснили, что для удобства пассажиров из сел увеличится количество вертолетных рейсов. Так, из Красноселькупа в Новый Уренгой вместо трех рейсов в неделю будет четыре.

Но местных это не радует, ведь добираться до Тюмени стало гораздо дольше. Раньше дорога занимала три часа. Сейчас – 14 часов, и то если повезет взять билеты.

   
   

«Теперь, чтобы попасть из Тарко-Сале в Тюмень, надо в 00:30 часов выехать на такси из дома, затем в Пуровске сесть на поезд до Нового Уренгоя в 01:10; поезд приходит в Новый Уренгой в 05:40; самолет на Тюмень — в 12:30. Нужно или на вокзале, или в аэропорту все это время находиться с детьми и в очередной раз таскаться с сумками. В Тюмень самолет прилетит в 14:40. Итого вместо трех часов на дорогу уйдет 14 часов. Это не говоря уже о потраченных деньгах и силах», - рассказала жительница Красноселькупа.

Кроме того, необходимо учитывать, что вертолетное сообщение сильно зависит от погоды. Из-за ветра или осадков рейсы могут переноситься на другие дни либо полностью отменяться, что значительно усложняет возможность состыковать их с другими видами транспорта. Также стоит отметить, что авиабилеты на маршрут Новый Уренгой – Тюмень обычно невозвратные. В случае отмены вертолета пассажиры рискуют потерять не только время, но и деньги за авиабилет. Ситуация усугубляется в периоды отпусков, когда покупка билетов становится настоящим испытанием.

Дешевле, но есть нюанс

Из аэропорта Нового Уренгоя красноселькупцы могут улететь на субсидируемых рейсах, воспользоваться картой «Морошка» (Единая карта жителя Ямала. – Прим.ред.), а также программой господдержки для многодетных семей.

Технически билет на вертолет от Красноселькупа до Нового-Уренгоя стоит дешевле. Но в эту сумму не входит дальнейшая дорога до Тюмени. Прямой перелет до Тюмени раньше стоил менее 10 тысяч рублей, а вертолет только до Нового Уренгоя обойдется более чем в 7 тысяч рублей. Плюс за дальнейший транзит до столицы тюменской матрешки нужно будет отдать еще минимум 3,5 тысячи рублей на поезде либо от 8 тысяч рублей на самолете.

В свете новых правил без дела может остаться и многострадальный аэропорт Красноселькупа. Возводить его начали в 2012 году, в строительство суммарно было вложено порядка 7,3 млрд рублей, воздушную гавань планировали открыть в 2018, однако на уровне готовности в 64% стройка была заморожена по решению экс-губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина. В дальнейшем строительство возобновилось, обрастая при этом судебными разбирательствами с подрядчиком. В конце 2020 года в поселке приземлился первый за девять лет техрейс из Тюмени.  

Сейчас аэропорт действует только для посадки вертолетов, но поддерживать его в рабочем состоянии все же нужно, а это потребует финансирования, иначе получится, что 7,3 млрд. рублей потратили зря.