«Невечная» мерзлота. Как менялся ямальский климат последние 7 тысяч лет?

Ученые давно выяснили, что климат, как и история, цикличны, поэтому уже давно можно предугадать, что нас может ждать впереди, но для этого необходимо наверняка знать: а что было раньше? Уральские ученые решили это выяснить, а помогли им в этом деревья. Подробнее в материале yamal.aif.ru.

   
   

История, заключенная в корягах

О ямальском климате принято говорить, что там «Девять месяцев холодно, остальные три - еще холоднее». Так оно, в общем-то, и есть - длительная зима для округа характерна. Ведь неподалеку холодное Карское море и множество заливов вкупе с многолетней мерзлотой. Богата ямальская земля и водоемами - множество болот разбросаны по всей здешней тайге.

Суровой зимой с бурями и метелями тут, стало быть, никого не удивишь. Однако было ли здесь так всегда? Это решили выяснить специалисты Института экологии растений и животных УрО РАН Екатеринбурга.

Длительная зима для округа характерна, но было ли так всегда? Фото: Правительство ЯНАО

В поисках ответа ученые воспользовались самым точным на сегодня методом - отслеживание климатических изменений по годичным кольцам деревьев.

Цель стояла серьезная, поэтому и материал брали не абы какой - нужны были образцы деревьев, идеально сохранившиеся в вечной мерзлоте. Найти их - та еще задача. Собирают эти деревья, чаще всего, в руслах и на берегах рек - туда их вымывает вода из глубоких, промерзших слоев. Самые «плодовитые» реки - Хадытаяха и Танлаваяха. Там за этот год специалисты отыскали 200 подходящих образцов, пополнивших их коллекцию. Это в пять раз меньше прошлогоднего результата, но этого вполне хватило для изучения.

Однако по словам старшего научного сотрудника лаборатории Владимира Кукарских, ценнее всего образцы, найденные торчащими на берегу, в песке или в почве, так как это место их гибели. Эта деталь временами имеет большое значение.

Кстати, такой подход и для историков может стать подспорьем. Так, благодаря аномальным кольцам у деревьев, переживших мощное извержение вулкана Санторин, ученые пополнили учебники информацией о гибели Минойской цивилизации. Сегодня считается, что эта катастрофа стала источником мифа о Всемирном потопе.

   
   

Снова человеческий фактор?

В конце концов, выяснить подробности о том, как менялся климат на Ямале, удалось. Каково было удивление, когда перед учеными предстали результаты: семь тысяч лет назад на территории округа возвышалась полноценная северная тайга.

Она была богата на самые разные насаждения - береза, лиственница, ель росли тут до прихода холодов, задержавшихся в местных краях на тысячелетия и отодвинувших лесную полосу далеко на юг. Только в XIX веке температура подросла на два градуса.

Для рядового горожанина это покажется мелочью, но подрасти столбик термометра на пару градусов сейчас, и с ледниками на шапке планеты можно будет начинать прощаться. Причину же того потепления объяснить несложно: именно в это время по миру шагала индустриализация. Ее последствия, как стало понятно, добрались и сюда.

Из-за индустриализации в округе стало намного теплее. Фото: Правительство ЯНАО

От выводов к делу

Ученые тут же поспешили заверить: новое оледенение не заставит себя ждать. Разве что нужно держать в голове, что пару тысяч лет для науки - мелочь. Но даже чтоб этого добиться, человечеству поставлено условие: не вмешиваться со своим техническим прогрессом в природу.

Если эту настойчивую просьбу проигнорировать, то это уже может обернуться экологическими катастрофами, но к счастью, лишь теоретически.

Но на Ямале ученые учли это давно, и долгие годы проводят исследования климата и его сегодняшних перемен.

«Еще в прошлом году мы получили материалы, на основании которых установили участки, подверженные геологическим и активным эрозионным процессам. Сейчас же изучаем ландшафты предгорий, смотрим, какие геологические процессы активизировались, а также оцениваем влияние туристической деятельности на природу Полярного Урала», - рассказал ведущий научный сотрудник сектора охраны окружающей среды Роман Колесников.

И не одни туристы могут нести потенциальную опасность. В минувшем году ученые выяснили, что из-за изменений в климате округа зеленый террор начал и борщевик Сосновского - его ареал уже сегодня разросся до широт Мыса Каменного и Сеяхи. Это может не только навредить «коренным» растениям, но и хозяйству малочисленных народов Севера.

Но не стоит думать, что страдает одна экосистема - беда приходит и в города. Так как почва пронизана мерзлотой, постепенное потепление вполне способно утянуть инфраструктуру под землю в самом прямом смысле этого слова - провалы дорог и разрушение канализации, как вариант.

Постепенное потепление вполне способно утянуть инфраструктуру под землю. Фото: Правительство ЯНАО

«Наши стандарты дорожного и жилищного строительства нуждаются в переосмыслении на базе научных изысканий высокого качества. Ямал готов стимулировать изучение вечной мерзлоты коллективами ученых. Я рад и тем изменениям, которые происходят в энергетических компаниях, они движутся с нами одном направлении, собирают данные, привлекают науку», - отметил губернатор Дмитрий Артюхов на минувшем мероприятии-спутнике Конгресса молодых ученых, посвященному проблемам Арктики.

И тут, к счастью, пути научных сотрудников и муниципалитета не расходятся. Сейчас на Ямале создается мерзлотная карта региона. Цель проста - обеспечить безопасную эксплуатацию сооружений в округе.

На сегодня мониторинг проводится на шести площадках, расположившихся возле Харпа, Надыма и Нового Уренгоя.

Ученые же продолжат свои изучения. По их словам, полученный результат можно назвать лишь началом. Образцы, имеющиеся у них в арсенале, помогут в скором времени выяснить, каким был климат в Арктике более 9 000 лет назад.