Собиратель оленей. Почему чистокровная ненецкая лайка может исчезнуть?

На Ямале хотят сохранить ценную породу собак. © / http://wikimapia.org

Незаменимые помощники оленеводов - лайки. Умные и преданные собаки, настоящие друзья тундровиков. Но хвостатые помощники могут исчезнуть, по крайней мере, в чистом виде. Для сохранения уникальной породы весной 2021 года было предложено создать Центр оленегонной лайки. Корреспондент «АиФ-Ямал» узнал, на каком этапе проект и почему оленегонная лайка незаменима в тундре.

   
   

Кто такой «малта-мыта»?

Что такое счастье для ненецкой лайки? Оленей гнать да возить хозяина с ветерком, подумает обыватель. И если с первым северные собаки согласятся, то со второй частью утверждения поспорили бы, если бы умели говорить. Ведь с перевозкой людей прекрасно справляются олени, а лайки - присматривают за рогатыми. Не зря их второе имя - оленегонный шпиц.

В описании хвостатых северян никаких выдающихся примет нет: клинообразная голова, высота в холке от 52 до 39 см. А вот дальше начинаются характеристики, которые и образуют тот самый закаленный нордический характер. Во-первых, шерсть, она очень густая. Между пальцами есть своеобразная щетка, именно она помогает животному передвигаться по насту. Оленегонный шпиц спокойно переносит морозы до -40 градусов. А еще они очень преданы, эдакий северный Хатико, отдать в другие руки этих собак практически невозможно, сразу прибежит к старому хозяину.

Дисциплинированная и уравновешенная - так характеризуют специалисты лаек. Щенки получают все навыки от матери, так что никакая дрессировка им не нужна. Уже в полуторогодовалом возрасте можно понять, на что способна собака. Есть разные виды деятельности. Так, например, «ты-маламбада», в переводе - «собиратель в стадо», самая почетная. Животных, пригоняющих оленей домой, называют «ты-тавана». Разыскивать потеряшек будет «малта-мыта», а «мэрчо-мыта» посторожит оленей возле стойбища. Даже если лайку, живущую в квартире, выпустить к стаду коров или оленей, первобытные инстинкты возьмут верх, она сразу покажет свои навыки и «построит» подопечных.

Порода, требующая особого внимания

Весной прошлого года проектным офисом развития Арктики было проведено онлайн-заседание экспертного совета по вопросам сохранения ненецкой оленегонной лайки. Участники мероприятия подвели итоги сделанного по сохранению вида за последние три года. В 2018-м проект получил грант. За это время были собраны генетические пробы собак для банка данных. В планах создание питомника и обновление стандарта породы в Российской кинологической федерации. Также авторы проекта хотят зарегистрировать породу в Международной кинологической федерации и организовать туристические мероприятия, связанные с ненецкой лайкой.

В России основные разводчики оленегонной лайки - ненцы, ведущие кочевой образ жизни. Похожая собака есть в Швеции - это лаппхунд. Несмотря на разницу в генах, лапхунд ближе всего к скандинавским охотничьим собакам, а ненецкая оленегонка - претендент на пополнение генофонда шведского собрата. Дело в том, что «шведка» вырождается, причина, в том числе, в изменении в образа жизни народа саамов. На смену собакам приходят дроны, именно они стали причиной профнепригодности и ненужности пастушьих собак. Так что у ямальских собак явные преимущества в тренировке практических навыков. К слову, лучшими кинологами на сегодня считаются как раз оленеводы. О таком друге мечтают не только в России, но и за границей, ценность ее растет, как и необходимость в сохранении породы. К слову, на Ямале не хватает собак этой породы. Усугубляет положение еще и то, что все больше заводчиков понимают ценность породы и ее востребованность, поэтому пытаются на этом заработать. Уже есть питомники, в которых оленегонки сидят по клеткам и плодятся для продажи. Специалисты отмечают, что лайки могут повторить судьбу хаски, которых расплодили до неимоверного количества, не понимая, что это не квартирная собака. Итог печален, все больше хаски оказываются в числе бездомных, особенно печальный тренд прослеживается на улицах Москвы и Питера.

Будет оленевод - будет лайка

Эксперт по породам и испытаниям лаек Борис Широкий отмечает, что есть проблема сохранения одного из важных элементов культуры кочевого оленеводства - ненецкой лайки, помощника оленевода в освоении основного зоологического ресурса тундры.

   
   

«Решить эту проблему возможно лишь на государственном уровне. Именно сохранение кочевого оленеводства позволит быть и здравствовать аборигенной популяции ненецкой лайки. Будет кочующий оленевод - будет ненецкая лайка. Инновации, которые активно принимаются тундровиками, отнюдь не препятствуют, а, напротив, способствуют сохранению кочевого хозяйствования. Комфорт - не помеха для человека тундры, настоящего мужчины. Он не уйдет из тундры, если останутся пастбища, если будут олени и его помощники, если тундра станет привлекательной и для его невест, если его детей будут учить кочующие учителя», - считает эксперт.

Если ненцы и впредь сохранят свое тундровое бытие в тройственном союзе «человек-олень-собака», у популяции ненецкой лайки есть основания быть. Тем более она пришлась по душе многим северянам - от Кольского полуострова до Корякии и Чукотки. Заводское культурное разведение аборигенной лайки в рамках престижных кинологических клубов не всегда приводит к хорошим результатам, но есть исключения. Например, заводские лайки, которыми занимается Росохотрыболовсоюз. Некоторый резерв собак заводского разведения у людей, ведущих активный образ жизни, связанный с природой, при условии кинологической грамотности и здравого смысла может гарантировать сохранение основных типов породы.

Директор НКО «Фонд экономических программ» Ян Туров, не теряет надежду на будущее, хотя сейчас, по его словам, центр сохранения оленегонной лайки находится под вопросом. Причина  -нехватка финансирования. Попытки привлечь деньги не увенчались успехом. Есть только надежда на частных инвесторов. А многое для создания центра уже заложено - это и земля, и построенные вольеры, методика, программы. К сожалению, окружные власти, по словам Яна Турова, не поддержали проект. Однако организаторы надежды не теряют: «Будем продолжать двигаться, привлекать частных инвесторов. Иначе может случиться самое страшное - полная утрата породы через 5-10 лет».

Исполнительный директор Союза оленеводов ЯНАО Тимур Акчурин тоже считает, что у ненецкой оленегонной лайки есть будущее, пока живо северное оленеводство, так как история этой породы неразрывно связана с его развитием.

«Это действительно древняя и уникальная порода, - говорит Тимур. - Единственная настоящая пастушья собака России. В период освоения Севера завозились другие породы собак, с которыми скрещивались оленегонки. Сейчас стоит вопрос сохранения чистокровной породы на Ямале и в других северных регионах страны. Особую ценность с учетом древнего происхождения представляют ее генофонд и многофункциональность. Сейчас актуален вопрос поддержания чистоты породы на Ямале, в других северных регионах страны, наличия необходимого количества ненецких лаек для нужд оленеводства и других отраслей народного хозяйства страны».

Хвостатый бренд

В Красноярском крае - медведи, хариус, Агафья Лыкова, в Туле - пряники, а на Ямале - лайка, которая уже перепрыгнула границы региона. Союз оленеводов ЯНАО и НКО «Фонд экономических программ» Архангельской области и Ненецкого автономного округа для комплексного изучения, разведения и продвижения ненецкой лайки разработали проект под названием «Ненецкая лайка - достояние России», который получил поддержку Фонда президентских грантов в 2020 году.

Как говорит исполнительный директор Союза оленеводов ЯНАО Тимур Акчурин, этот проект был реализован на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В январе прошлого года состоялась межрегиональная экспедиция с участием зоологов, кинологов, общественников, исследователей-полярников, оленеводов, чтобы оценить численность породы на Ямале и подтвердить ее чистокровность.

«Также в рамках экспедиции у собак взяли анализы для генетического исследования и получения генетических паспортов. Помимо этого, прошел круглый стол с международным участием «Сохранение Ненецкой Лайки и традиционного северного собаководства». Его итогами стали рекомендации о мерах стимулирования общин и хозяйств оленеводов округа для сохранения чистокровных ненецких оленегонных лаек, в том числе на законодательном уровне, - говорит Тимур. - Я считаю, что необходимо внести понятие «Ненецкая оленегонная лайка» в региональные законы об оленеводстве и внести в нормативно-правовые акты такой вид традиционно-хозяйственной деятельности как «Собаководство» (разведение оленегонных собак), наравне с оленеводством и рыболовством».

Все это, по мнению эксперта, позволит сконцентрировать усилия заинтересованных организаций на системной работе по сохранению, изучению и селекции особо ценной породы собак. Разводить их планируется в питомнике, под который уже выделен участок, приобретены два чума и десять будок, в которых скоро поселятся хвостатые хозяева. В разведении этих собак заинтересованы и другие регионы страны, кроме оленеводства, лайки могут помогать человеку в поисково-спасательных работах, криминалистике, таможенной службе, охране, экспедициях, туризме, сопровождении людей с ограниченными возможностями.