Ход рублем. Повышение утильсбора подстегнет российский авторынок

В октябре в России проиндексировали утильсбор для импортных автомобилей и спецтехники: ставки выросли сразу на 70–85%. К тому же вплоть до 2030 года продолжится поэтапное повышение тарифов: ежегодно 1 января на 10–20%. Как это отразится на доступности авто для российских потребителей, развитии отечественного автопрома и отношениях с соседними странами, пояснила кандидат экономических наук, заведующий кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко.

   
   

За что платим?

Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: – Оксана Дмитриевна, для каких видов транспорта повысились ставки утильсбора?

Оксана Фальченко: – Долгосрочная индексация касается легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей, а также автобусов, прицепов и полуприцепов, некоторых видов дорожно-строительной техники. Платить больше придется не только за прямой ввоз из стран Китая, Евросоюза, Америки, Японии и др., но и за автомобили из стран ЕАЭС – Белоруссии и Казахстана. Несмотря на то, что таможенное пространство у нас общее, с первого апреля за все автомобили, растаможенные у соседей со скидкой, производится доначисление налогов и сборов, в том числе утилизационных, что контролируется Федеральной таможенной службой.

Фото: Личный архив

– Насколько оправдан взрывной рост отчислений в государственную казну?

– Повышая ставки утильсбора, наша страна преследует несколько целей. Во-первых, поскольку сбор целевой, собранные средства будут направлены на развитие инфраструктуры для экологичной утилизации транспортных средств иностранного производства. Во-вторых, это мощный инструмент стимулирования внутреннего рынка, поскольку рост ставки утильсбора влечет удорожание импортных автомобилей из недружественных стран, а это значит, что их будут меньше покупать.

Однако спрос не исчезнет, а просто переориентируется: российскому покупателю будет доступна продукция отечественного производства, а также иностранные марки автомобилей, собранных на территории нашей страны. Чтобы удовлетворить этот спрос, «АвтоВАЗ» должен будет нарастить производство и повысить его качество, чтобы успешно конкурировать с китайскими автозаводами, которые сейчас занимают производственные мощности, оставленные прежними инвесторами – европейскими и американскими. Таким образом, внутренний авторынок станет более независимым и технологически развитым.

– В этой ситуации какие плюсы и минусы есть для рядового потребителя?

   
   

– В краткосрочной перспективе нас ждет рост цен на любые автомобили, и если сегодня личный автотранспорт могут себе позволить примерно 15% россиян, то вскоре можно ожидать снижение этого показателя, по крайней мере, вдвое. Однако это временная просадка, в дальнейшем потребители адаптируются и станут активнее покупать автомобили. Особенно когда снизится ключевая ставка ЦБ РФ, и автокредиты станут доступнее. К слову, государство, заинтересованное в успехе отечественного производителя, может предложить какую-то специальную программу льготных кредитов именно на российские автомобили.

В долгосрочной перспективе можно ожидать, что активно развивающаяся автомобильная промышленность обеспечит наших граждан рабочими местами. Также для страны хорошо, что технологии сохранятся и будут совершенствоваться.

Фото: freepik.com

Уметь сориентироваться

– Как текущая внешнеэкономическая политика повлияет на наши отношения с другими странами?

– С повышением объема и качества продукции, выпускаемой российским автопромом, может вырасти и экспорт российских автомобилей – как в страны СНГ, так и на новые рынки. Китайские бренды активно заходят сейчас не только на наш авторынок, но и в другие страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – это тоже, в своем роде, следствие политики, проводимой нашим государством. Даже наше противостояние с недружественными странами дало некоторые плюсы соседям – они превратились в транзитные каналы для европейских автобрендов. Все это позитивно сказывается на нашей дружбе с соседями – близкими и дальними.

– Как удается нашим специалистам по внешней экономике сориентироваться в нестандартных условиях?

– Думаю, причиной тому качество образования, которое дают российские экономические вузы. Студенты не просто изучают теорию по учебникам: мы включаем элементы практики в занятия, приглашаем опытных экспертов для обсуждения успешных кейсов. В Свердловской области, одном из регионов-лидеров по объему несырьевого экспорта (около 150 стран мира), сосредоточено большое количество компаний и организаций, занятых обслуживанием экспорта и импорта в регионе. Их опыт перенимает новое поколение специалистов по внешнеэкономической деятельности (ВЭД) во время производственной практики, стажировок, мастер-классов.

Фото: Личный архив

В этой сфере на рынке труда спрос на квалифицированные кадры был всегда, а сейчас, конечно, он еще выше. В профильном министерстве, таможенных органах, логистических компаниях, на крупном производстве и в малом бизнесе, в банковском секторе Среднего Урала востребованы специалисты, которые могут сопровождать внешнеторговые контракты, понимают нюансы таможенного оформления, ориентируются в платежных схемах для расчетов с иностранными контрагентами, оценивают риски внешнеторговых операций. Многих студентов приглашают на работу еще до завершения обучения.

– А молодежи эта тема интересна?

– Глобальные изменения создают новые вызовы и возможности, и молодым людям становится интересно в это вникнуть. Профессии в сфере международного бизнеса и внешнеэкономической деятельности, надо признать, не самые простые, но актуальные, увлекательные и востребованные, а на Урале умная и активная молодежь.