Лепет и гуление. Как вовремя заметить проблемы с речью у ребенка

Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается © / pixabay.com

Детей с нарушениями речевого развития становится все больше. Заметив неладное, не все родители торопятся обратиться к специалисту. Кто-то кивает в сторону наследства, мол, у бабушки было так же, кто-то ждет, что перерастет. О том, как проблемы с речью могут сказаться на дальнейшей жизни ребенка, на что обратить внимание родителям, чтобы не упустить время, и заменят ли гаджеты общение со взрослыми, «АиФ — Ямал» рассказала победитель окружного конкурса «Воспитатель года» логопед Елена Васильева.

   
   

С ребенком надо разговаривать

Светлана Садырина, «АиФ — Ямал»: Елена, с какими речевыми проблемами вам приходится работать? Можно ли их решить в образовательном учреждении или необходим углубленный подход?

Елена Васильева: К сожалению, число детей, нуждающихся в помощи логопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Они носят полиморфный характер, требующий комплексной, совместной работы нескольких специалистов одновременно — это психолого-педагогическая и медицинская помощь.

Фото: Правительство ЯНАО

— Есть ли какие-то границы нормы — когда и сколько слов должно быть в лексиконе ребенка?

— Да, конечно, есть нормы речевого развития ребенка, и для каждого возраста они свои. И специалисты, работающие с детьми — врачи, педагоги — на них опираются. Но все же каждый ребенок индивидуален, и это надо учитывать.

— Влияет ли на речевое развитие малыша то, сколько с ним разговаривают взрослые?

   
   

— Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых, она во многом зависит от речевого окружения и речевой практики, особенно в раннем возрасте, когда интенсивно идет ее формирование. Поэтому очень важна роль семьи. Если ребенок не будет получать ярких впечатлений, ему не будут созданы условия для передвижения и общения, то он не научится выстраивать отношения, договариваться, не сможет выразить свои просьбы и желания. Никакие самые лучшие мультфильмы и гаджеты не заменят живого общения. Отсутствие свободного времени у нас, взрослых, приводит к весьма печальным последствиям не только для физического здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Первое из них – отставание в развитии речи.

Не ждите, что все пройдет!

— На что в речевом развитии ребенка обращать внимание родителям и когда бить тревогу?

— Необходимо обращать внимание на проявление эмоциональных реакций, появление гуления и лепета, на особенности сосания и жевания, на понимание ребенком обращенной речи, на то, как он реагирует на простые инструкции, на появление простых слов (примерно в 1 год), простой фразы (2-2,5 года).

— Отводить ребенка к логопеду стало столь же популярным, как водить в секции и кружки, при этом мамы  и папы ждут мгновенного результата и нередко негодуют, когда через пару месяцев не замечают никаких изменений.  Так, когда же можно увидеть результаты работы логопеда?

— Очень сложно дать однозначный ответ на этот вопрос, так как сроки коррекционной работы зависят от многих факторов. В первую очередь — от речевого нарушения и степени сложности дефекта. К сожалению, в последнее время многие речевые нарушения сопровождаются неврологической симптоматикой, и тогда требуется больше времени и усилий со стороны логопеда, родителей и самого ребенка. Также это зависит от  регулярности посещения занятий, от того, закрепляют ли родители полученные навыки с ребенком дома,  от уровня развития внимания, памяти и мышления. И, как говорила ранее, от речевого окружения — важно, чтобы взрослые говорили четко, внятно, медленно и грамотно. В некоторых случаях требуется параллельная работа с медицинскими специалистами, психологом, дефектологом. Поэтому можно назвать примерное количество занятий с конкретным ребенком, но обозначить точные сроки коррекционной работы сложно.

— Некоторые родители надеются, что с возрастом проблемы в речевом развитии разрешаться сами — дескать, раньше никаких логопедов не было, и ничего, все говорим.  Могут ли в действительности они со временем нивелироваться?

— Ребенок с проблемами в речевом развитии испытывает трудности в выстраивании отношений, в умении договариваться, в выражении своих просьб и желаний. В школьном возрасте ребенок с трудом обучается читать и писать и в дальнейшем допускает большое количество специфических ошибок. Все это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, нежеланию учиться. Кроме того, речевые нарушения могут стать серьезным препятствием при выборе профессии. Не надо ждать, что все пройдет. Будьте рядом с ребенком, вместе с ним, помогите ему.

Досье
Елена Васильева — победитель окружного конкурса «Воспитатель года», учитель-логопед прогимназии «Эврика» в г. Муравленко. Стаж работы — 14 лет.