На Ямале возвели зимник, соединяющий нефтепромысел с Большой землей

Роман Шаленкин / Личный архив

На Ямале новая сезонная дорога соединила поселок Тазовский и Восточно-Мессояхское месторождение. Зимник является единственным вариантом наземного сообщения между автономным арктическим нефтепромыслом, расположенным на Гыданском полуострове, и Большой землей. Ежегодно с декабря по май по транспортной артерии протяженностью 142 км на Восточную Мессояху завозят оборудование для разработки сложных запасов нефти и газа, материально-технические ресурсы для строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения. Все остальное время грузопассажирские перевозки осуществляются исключительно по воздуху — вертолетным транспортом.

   
   

— Нынешний зимник — 11-й по счету: первая дорога через Тазовскую тундру была запущена в 2013 году, на старте разработки самого северного материкового нефтепромысла страны. С учетом климатических, географических и ландшафтных особенностей территории каждая кампания по строительству зимника представляет собой комплекс вызовов, требующих оперативных и зачастую неординарных решений, — отметил начальник отдела по транспортному обеспечению «Мессояханефтегаза» Александр Гудков.

В 2024 году строительство зимней автодороги было осложнено аномально теплой погодой и интенсивными осадками. Это затрудняло работу строителей и потребовало привлечения дополнительной техники для выброса снега за пределы дорожного полотна. Теплое начало зимы создало препятствия и для формирования ледовых переправ через восемь водоемов, которые пересекает трасса зимника.

— Тундровых дорог такой протяженности, с такими условиями строительства и эксплуатации на российском Севере очень немного. Задача сложная, особенно с учетом ландшафта: перепады высот здесь достигают 25 метров, на территории расположены десятки рек и озер. В этом сезоне к стандартным вызовам добавились температурные качели и непрекращающиеся метели. В конце ноября — начале декабря столбик термометра мог несколько раз за неделю подниматься от −35 до 0 и опускаться обратно. Но, как и в любой ситуации, в погодных аномалиях есть свои плюсы: благодаря снежному декабрю зимник практически по всей протяженности приподнят над тундрой на 50–60 см, раньше этот показатель достигался только к февралю, — добавил Андрей Губкин, менеджер по автодорогам и зимникам «Мессояханефтегаза».

Пропускная способность сезонной автодороги, как отметили специалисты, составляет более 150 автомобилей в сутки. Трасса оснащена дорожными знаками и ориентирующими вешками со светоотражающими элементами. Для обслуживания зимников нефтяники установили дорожно-ремонтные пункты с местами для обогрева и отдыха водителей. За безопасность транспортных потоков круглосуточно отвечают патрульные экипажи БДД. Кроме того, эксплуатация сезонной дороги находится на постоянном контроле служб технического надзора — ежедневно на обслуживание арктической трассы выходит до 50 единиц техники.