Реализация ямальской нефти затрудняется судебными разбирательствами

В условиях сокращения объема добычи нефти российские власти ищут новые рынки сбыта и доставки. Северный морской путь имеет особое значение в реализации этих планов. Однако для запуска караванов судов с сырьем необходимо опережающее развитие профильной инфраструктуры в Арктике, в том числе на богатом углеводородами Ямале. Но приход новых инвесторов в регион тормозят структуры, представители которых ранее были осуждены за хищение средств «Ростеха».

   
   

Президент России Владимир Путин внес изменения в основы государственной политики страны в отношении Арктики до 2035 года. Одно из изменений предполагает организацию перевозок нефти в восточном направлении по Северному морскому пути в летне-осеннюю навигацию. ГК «Росатом», а также добывающие компании ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» станут основными участниками проекта. Для перевозки нефти будут использоваться танкеры неледового класса в сопровождении ледоколов.

Это новое направление экономически выгоднее, чем традиционный путь через Суэцкий канал. Оно вдвое короче, а при его прохождении не требуется оформление дополнительных документов при пересечении границ других стран.

Однако, развитие сферы перевозок потребует выхода на качественно новый уровень всей нефтегазовой инфраструктуры северного региона. В условиях ухода с отечественного рынка иностранных корпораций, его могут обеспечить только отечественные инвесторы. Но разгорающиеся в регионе коммерческие конфликты дают понять, что обеспечить их власти могут далеко не в полной мере.

Как сообщает портал «Октагон», В Пуровском районе на Фарн-Белыхемских нефтебазах идут наиболее активные судебные споры, которые связаны с бизнесменом Давидом Тетруашвили. Ему было предъявлено обвинение в мошенничестве, некоторое время он скрывался за границей, затем вернулся в Россию под именем Давид Тетро.

После возвращения на родину Давид Тетро устроился на работу в ЗАО «ЮКОС-Транссервис» в должности финансового директора. Период его работы в ЗАО «ЮКОС-Транссервис» неизвестен, но поскольку предприниматель трудоустроился до 2007 года, он мог работать вместе с Михаилом Ходорковским. Позднее, «ЮКОС-Транссервис» был приобретен компанией «Роснефть».

Сегодня Тетро участвует в судебных разбирательствах на Фарн-Белыхемских нефтебазах. Он утверждает, что является законным владельцем нефтебаз, но в настоящее время контроль за активами находится на стадии перераспределения в пользу других бизнесменов. Данный конфликт может поставить под угрозу торговлю и развитие сектора нефтебаз на территории Пуровского района.

   
   

В 2009 году Давид Тетро основал Объединенную транспортную компанию (ОТК), став оператором на рынке транспортных услуг в России, Балтии и странах СНГ. ОТК объединила более 10 действующих предприятий по всей территории России, таких как ООО «ОТК-Трейд», ООО «Прометей КС», ООО «Северная грузовая компания», а также Белгородский нефтеперерабатывающий завод и другие.

В период с 2012 по 2015 годы, «Новикомбанк» — опорный банк концерна «Ростех» выдал «Объединенной транспортной компании» (ОТК) два кредита на общую сумму около 4 млрд рублей. Средства должны были быть направлены на приобретение 100% доли ООО «Ижевский нефтеперерабатывающий завод» (ИНЗ).

ИНЗ был также получателем второго кредита, который был выдан для погашения задолженности по кредитному договору между ОТК и «Новикомбанком». ИНЗ взял на себя обязательство погасить кредит не позднее июня 2015 года, а ОТК — не позднее сентября 2017 года.

Несмотря на неоднократные продления, оба заемщика не выполнили свои финансовые обязательства. В мае 2016 года ОТК была объявлена банкротом. В свою очередь «Ижевский нефтеперерабатывающий завод» в 2018 году начал процесс ликвидации. Однако, этому предшествовали социальные волнения в Ижевске. В августе 2016 года работники завода организовали митинг у здания правительства Удмуртии, чтобы потребовать выплаты задолженности по заработной плате за 8 месяцев.

После неудачных попыток вернуть средства в январе 2020 года, «Новикомбанк» совместно со службой безопасности концерна «Ростех» подали заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества в особо крупном размере. Ущерб был оценен в 5,4 млрд рублей.

Далее, в ходе следствия были арестованы Давид Тетро и его помощник Андрей Галочка. Судебный процесс проходил в закрытом режиме, и суд вынес решение о признании Давида Тетро виновным. Тетро заключил сделку со следствием, признав свою вину. В итоге он был приговорен к 3 годам и 6 месяцам заключения.

Вслед за арестом Давида Тетро количество требований кредиторов к его компаниям значительно выросло. В ходе расследований выявились и другие детали. Одним из наиболее показательных случаев стало постановление, вынесенное арбитражным апелляционным судом 3 декабря 2022 года.

Конкурсный управляющий компании «Северная грузовая компания» подал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника: ООО «Элемент», а также Александра Гончарова и Олега Майорова.

Гендиректор не имел доступа к расчетным счетам и первичным документам. Реальное руководство осуществляли Давид Тетро, Андрей Галочка и Елена Клишина. Они были ответственны за принятие решений, проведение платежей и оформление договоров в компании.

Похожие показания дал и Олег Майоров, который заявил, что не принимал решений относительно деятельности компании и не управлял финансовыми средствами. В судебном решении отмечалось, что фактический контроль за компанией был осуществлен другими лицами, такими как Геннадий Бондаренко и Елена Клишина.

В 2018 году ООО «ОТК-Трейд» и ООО «МС-Холдинг» объявлены несостоятельными, и начались торги по продаже их активов, в том числе права аренды земельного участка на Барсуковском месторождении. Однако в 2021 году новые собственники (ООО «Антанта» и ООО «Экотерм») столкнулись с судебными исками, использующими технологии, популярные в 1990-х годах, в том числе и ООО «Элемент».

ООО «Прометей» потребовало признать недействительными результаты торгов, утверждая, что не было уведомлено о том, что ОТК-Трейд сдала нефтебазу в аренду ООО «Элемент». Однако договор, располагающийся в распоряжении редакции «Октагона», показывает, что летом 2021 года «Элемент» сдал эти же терминалы в субаренду «Прометею». Истцы — «Прометей» и «Элемент» — всеми силами затягивают рассмотрение исков.

Задержки в разрешении этих споров вызывают недоверие потенциальных инвесторов по отношению к инвестированию в нефтяную инфраструктуру Ямала. Отсутствие активных действий со стороны властей и силовиков указывает на возможные риски и угрозы, которые могут привести к снижению темпов реформ в отрасли, начатых государством.