Примерное время чтения: 8 минут
7659

Чум и олень – в подарок. Какие традиции существуют у ямальских ненцев

У ямальских кочевников существуют свои традиции, которые они бережно хранят на протяжении веков.
У ямальских кочевников существуют свои традиции, которые они бережно хранят на протяжении веков. / Алексей Косенчук / АиФ

Лето - время для путешествий по стране и как ни странно, некоторых манят не только моря или горы, но и тундра. Ямальские кочевники всегда радушно встретят всех, кто окажется в суровом северном крае. Путешественникам, собирающимся побывать на бескрайних северных просторах и посетить чум, следует знать правила этикета ненцев, чтобы не обидеть жителей арктического края. Чего нельзя делать в чуме и как правильно соблюсти все традиции их жителей журналисту «АиФ-Ямал» рассказали в главном ямальском музее - МВК им. И.С. Шемановского.

Соблюсти чужие традиции

У каждого народа есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и обыденны, но очень удивляют человека другой культуры. Если когда-нибудь судьба забросит вас в тундру, в стойбище оленеводов, нужно помнить о некоторых правилах.

Ямальская кочевница с ребенком.
Ямальская кочевница с ребенком. Фото: Официальный сайт администрации ЯНАО/ https://правительство.янао.рф/

Ненцы - представители самого многочисленного из малочисленных народов Севера, как и их предки занимаются оленеводством и верят в сокрытую подземную цивилизацию. Приехав в стойбище, надо обойти все чумы, в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка предложит угощение. Гость обязательно должен его принять, не отказаться от чашечки чая. Если гости не зашли в какой-то чум, хозяин может обидеться.

При входе в чум не нужно стучать и ждать пока тебя впустят или кричать, сообщая о своем приходе. Гости сразу же могут зайти, подняв край покрытия чума. Взяв его одной рукой и, повернувшись через плечо, той же рукой положить край чумового покрытия на исходное положение. Так входят в чум все ненцы.

Определить, есть ли кто-нибудь в чуме можно по дыму из трубы печки-буржуйки, по прислоненному бревну или длинному шесту к двери. Если в чуме одна половина нежилая, надо пройти туда и постоять, пока хозяева не пригласят сесть или пройти на жилую часть чума. Войдя в чум, принято приветствовать его обитателей словом «Торова!». От угощения отказываться нельзя.

За возведение домов у ненцев отвечают женщины. Они следят и за домашним очагом. Принести воду, дрова и развести огонь, это - исключительно женские занятия. Очаг находится в ведении женщины. Только она может прикасаться к очажным шестам, к очажному крюку. Она разговаривает с пламенем, высказывает пророчества по треску дров, дыму, силе и цвету пламени.

Ямальские оленеводы круглосуточно защищают новорожденных оленят.
Раньше костер в чуме разжигали прямо на земле или даже на снегу. В 20-х годах появились печки-буржуйки. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум. Женщины часто являются и собственниками чумов, его они также могут получить в приданое от своих родителей.

Мужские обязанности в ненецкой семье предполагают полное самообеспечение. Поэтому уметь нужно всё. Мужское дело – сделать тынзян, хорей, нарты, изготовить упряжь, поймать в стаде арканом передового оленя, запрячь упряжку.

По тундровому этикету большой оплошностью считается назвать взрослого человека по имени, в некоторых случаях это может быть воспринято даже как за оскорбление. Ко взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени старшего сына или дочери.

Мой дом-моя крепость

По-ненецки чум звучит, как – «мя», тундровую ненецкую семью поэтому называют - мяд тер, в дословном переводе - «содержимое чума». Ненцы воспринимают чум, как центр всей жизни семьи и мира. Отверстие наверху соответствует местоположению солнца днем и месяца ночью.

Быт семейства оленеводов

Наклонные шесты, покрытые шкурами, символизируют воздушную сферу, которая окутывает Землю. Очажный круг на полу чума издревле воспринимался как вход в подземный мир.

С чумом сравнивали многие явления природного мира. Тучи ассоциировались с «чумом комаров», снежный сугроб – «чумом куропаток». Даже одежда считалась уменьшенным, индивидуальным чумом.

После того, как чум разбирали и поднимали очажный лист, под ним оставалось пятно. Второй раз на это же место класть очажный лист не разрешается. Считается, что это поранит землю. Территорию обязательно очищают. А мусор сжигают, Обитатели тундры считают, что очень опасно оставить на месте бывшего чума хотя бы волосок или обстриженный ноготь. По преданию, злой дух может погубить человека.

Мужчина при входе в чум снимает верхнюю одежду и оставляет ее на нартах. Войдя в помещение, мужчина надевает домашние кисы и домашнюю малицу или женскую ягушку.

Многовековое гостеприимство

Хозяйка чума обязательно пригласит вас к маленькому ненецкому столику, который называется толь. В чуме может быть и высокий стол, который называется норам, на нем располагают кухонную утварь. За столом мужчины сидят «по-турецки» на постелях. Хозяева, как правило, стараются ставить на стол перед гостем самые лакомые угощения.

В самой маленькой деревне Ямала - Ханты-Мужи проживает всего 2 человека.

Если гость остается на ночь, то обязательно готовится суп из отборных кусков свежего мяса. У ненцев принято переворачивать чайные чашки. Хозяин чума, увидев пустую чашку, будет подливать чай до тех пор, пока не перевернуть чашку вверх дном.

Кроме очень популярной строганины (крепко замороженные рыба или мясо, нарезанные тонкими ломтиками) у ненцев распространено блюдо под названием «колотушка». Это та же замороженная рыба, которую ненцы целиком разбивают о стол или другой твердый предмет. Получаются куски-осколки. Их и выкладывает на блюдо. Колотушку подают к столу во время рядовых приемов пищи, строганину же делают чаще для гостей и по праздникам.

Надымские трезвенники-автомобилисты выстроились в «чум» и «рюмку»

У ненцев за столом нельзя ни свистеть, ни петь. Как гласит примета, «все пропоешь, все просвистишь». И еще одного не надо делать в чуме – пытаться помочь хозяйке убрать со стола, мыть или вытирать посуду. Считается, что такая помощь гостей может обернуться для хозяйки неудачей, стол ее обеднеет, а все удачи перейдут к гостье. К посуде не должны прикасаться ни мужчина, ни мальчик. По поверьям, от звона посуды вся дичь испугается и убежит.

Не принято у ненцев и уходить раньше окончания трапезы, но часто в тундре гости торопятся. И тогда хозяйка должна подержаться за край стола, иначе гости «унесут» с собой достаток ее семьи.

В чуме свои традиции расположения гостей и домочадцев. Гостей – мужчин укладывают на ночевку от середины чума к священному шесту симзы. Гости – женщины, наоборот, располагаются от середины к выходу.

В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят подарки гостям. Мужчинам дарят ножны с ножом, пояса, подвязки для мужской обуви (кисы), сорочку для малицы, кисет для табака или курительную трубку. Женщинам дарят чашки, полоски разноцветного сукна, колокольчики, бусы, цепочки, серьги, платки, выделанные оленьи лапы, песцовую шкурку.

Необходимым подарком для женщины считается даже самый маленький кусочек бобрового меха. Детям, как правило, дарят игрушки или вещи ровесника. Дарить можно всё, что угодно. Главное, в тундре нельзя отпускать гостя без подарка.

Традиционные забавы

Еще одной интересной особенностью жизни в тундре является то, что дети здесь играют клювами птиц. Она сделана из клюва утки или гуся. Клюв играет роль головы куклы с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в роли туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины. Любимая игрушка ненецких мальчиков — оленьи рога и копыта. Они представляют, что это настоящие оленьи упряжки, и носятся друг за другом, изображая гонки.

Все, что свято

Олень – самое главное существо в тундре, это известно всем. Даже единственный подарок, который ненец получает ко дню рождения – олень. Семье новорожденного дарят живого оленя.

Издревле жители тундры относились к своим бескрайним просторам с большим уважением и бережливостью. Законом в тундре было брать от неё только самое необходимое для жизни. Ненецкие запреты очень строги. Нарушение строго каралось осуждением сородичей. Видя живую душу в зверях и птицах, реке, тундровом озере, самой земле, обращались к ним за помощью, старались не обидеть.

Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнем и водой, особенно бить по ней палками.

Ненцы верят, что бережное отношение к природе помогает им выжить в суровой тундре, находясь под защитой высших сил.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах