Поставить чум и забить оленя. Чем Ямал привлекает туристов?

Ямал смог сохранить богатейшее культурное наследием и самобытную жизнь оленеводов- кочевников. Северяне сберегли давно потерянные образы ведения хозяйства. Сегодня тысячи туристов приезжают в северный край, чтобы прочувствовать все особенности жизни тундровиков. О том, как северяне готовы встретить туристов читайте в «АиФ-Ямал».

   
   

Устои предков

Весь быт коренных народов Севера приспособлен к кочевому образу жизни в суровых климатических условиях. Оленеводы-кочевники используют в быту дары природы от жилища и одежды до лекарственных средств, таких как медвежий жир, ягель, панты.

В некоторых стойбищах по сей день можно увидеть примитивные орудия труда, которые передаются из поколения в поколение. Каждое стойбище - это уникальный клад информации и образов, дошедших до наших дней, и у приезжающих на Ямал есть возможность прикоснуться к жизни кочевников.

Гости арктического региона могут покататься на оленьих упряжках и снегоходах, поучаствовать в спортивных соревнованиях и приобрести северные сувениры.

Национальный праздник коренных жителей Севера - День оленевода давно вышел за рамки местного торжества и приобрел огромную популярность за пределами автономного округа. Его отмечают с особым размахом, готовясь заранее. Как правило, туристы, приезжающие на празднование Дня оленевода, совмещают празднование и проживание в стойбище (временное поселение кочевников).

Полное погружение

Туристы с удовольствием наслаждаются жизнью кочевников, а те открывают им сокровенные тайны своего быта.

   
   

День оленевода
Событийный этнотур в Салехарде длится 3 дня и 2 ночи. Протяженность маршрута 160 км, проходит в конце марта. Стоимость такого тура составляет от 24 585 рублей на одного человека в группе из 4 чел. Маршрут не требует специальной физической подготовки. Участники должны иметь соответствующую одежду, позволяющую комфортно чувствовать себя в северных условиях.
Любители северной экзотики ездят в стойбище оленеводов, знакомятся с традиционным укладом быта коренных народов Севера - жилищем оленеводов чумом, нартами и их видами, помощниками пастухов, сторожами жилища – лайками и авками – ручными оленятами.

Кочевники с радостью демонстрируют им свою зимнюю национальную одежду: малицу (верхняя мужская одежда), ягушку (женская верхняя одежда), национальный пояс и кисы (обувь). Все это восторженные туристы примеряют на себя и делают фото на память, а затем на снегоходах отправляются к основному стаду оленей.

По прибытию в стадо путешественников ждет полное погружение в быт тундровиков. Влекомые ощущением новизны, путешественники на время меняют профессию, представляя себя оленеводами.

Ощущение реальности придает настоящий вылов оленей арканом (тынзяном) из общего стада. Овладевать новыми навыками помогают кочевники, проводя для туристов мастер-класс по технике отлова оленей, а также запрягании оленьей упряжки. Оленеводы учат, как управлять несущимися нартами и устанавливать чум.

«Дополнительная опция»

Однако это далеко не все, из чего состоят будни оленеводов. Одно из главных событий для кочевников - забойка оленей. Это животное дает человеку не только пропитание, но и мех, который потом используется для изготовления одежды и покрытия жилища.

У коренных малочисленных народов Севера есть обычай: на национальные праздники, свадьбы, когда приезжают гости, забивать оленя. Тем самым хозяин чума показывает своё почтение гостям. За дополнительную плату туристы могут узнать и эту сторону жизни кочевников, по желанию приняв участие в ритуальном забое оленя. За 10-15 тысяч рублей путешественники, договорившись с оленеводом, могут поучаствовать в забойке животного. Как только гости приезжают в чум, хозяин чума подгонят стадо оленей поближе, чтобы гости познакомились с оленями и смогли получше их рассмотреть.

К забойке животных оленеводы подходят с большой ответственностью и с соблюдением всех правил. Вековые традиции забойной кампании уже давно сменили заводские условия с современными технологиями, но оленеводы-частники все еще поддерживают ритуалы своих предков.

При помощи аркана оленевод ловит животное. Хозяин чума выбирает оленя молодого и жирного. Если же в аркан оленевода попадает важенка (самка оленя), то сначала он удостоверится в том, что она не беременна, потому что забить беременную важенку - большой грех для оленеводов.

После того, как выбранный олень пойман, его связывают, ножом протыкают ту часть головы, где нет кости: мозг умирает, после протыкают ножом сердце оленя, так, по мнению кочевников, олень не будет испытывать долгие мучения. Как только олень перестает двигаться, начинают разделывать тушу по брюху ножом. Для этого у каждого оленевода на поясе всегда есть нож. Хозяева животных вытаскивают органы наружу, кровь в брюхе солят для того, чтобы она не сворачивалась, после дают кровь попробовать гостям, пока она еще тёплая.

Ямальский оленевод ловит животных тынзяном. Фото: Администрация Надымского района

Забой оленя для оленеводов - обычное дело, так как живут коренные жители Севера благодаря оленю - это и еда, и транспорт, и одежда, и жилище. Поэтому оленеводы легко соглашаются на такую дополнительную услугу для гостей своих стойбищ.

При этом забивать оленя летом нежелательно, так как в жару мясо негде хранить, но некоторые оленеводы мясо оленя вялят, что считается еще одним национальным блюдом.

Особенности питания кочевников
Кочевое население Ямала, по словам врачей, никогда не болело сердечно-сосудистыми заболеваниями и не страдало от ожирения. Оленья кровь с давних пор заменяла тундровикам витаминизированное питание. Северяне уверены, что она содержит много полезных веществ, помогая сохранить здоровье и избавиться от авитаминоза.

Удивительно, но проблем с правоохранительными органами и защитниками природы у кочевников не возникает, поскольку часть оленей, которых пасут оленеводы, частные, и хозяин чума забивает только своих собственных животных.