В стадах кочевников родились первые в этом году оленята. Обычно происходит это не раньше середины мая, однако взрослые особи уже начали давать потомство. Апрельских малышей ждут суровые испытания севера, в том числе и длительные для их возраста переходы на летние пастбища. На этом пути возникает немало трудностей - одних детенышей съедают хищники и бродячие собаки, других бросает мама. Последних спасают тундровики, после чего олень становится авкой - домашним питомцем с привилегиями. Подробнее в материале yamal.aif.ru.
Добраться живым до зелёных лугов
На днях ямальские тундровики начали подсчитывать первое в этом году потомство своего оленьего поголовья. Первым в регионе, у кого в стаде появились малыши, стал северянин Константин Окотэтто из Приуральского района. Вообще, появление оленят на свет обычно ожидают с мая до середины лета, но в этот раз сезон отёла начался на пару недель раньше.
«Родился олененок 21 апреля в стаде Константина Николаевича. Малышу предстоит пройти свое первое серьезное испытание. Давайте пожелаем новорождённому олененку крепкого здоровья!» - рассказал глава муниципалитета Иван Сакал.
Северные олени - животные удивительные и стойкие, но самым маленьким членам стада приходится непросто.
Сразу после рождения им предстоит долгий путь - оленеводы ведут своё стадо к летним пастбищам. Дело всё в реках и озерах - зимой они покрываются прочной коркой, поэтому рогатые остаются без воды и вынуждены уходить на юг. Да и травы достать через густое снежное покрывало становится непросто, так что задачу по пропитанию стада человек берёт на себя.
Уходить приходится на десятки, а то и сотни километров - в таких переходах, увы, случаются порой и потери. Тем не менее, сейчас это редкость. А вот осиротевшие олени - частое явление. По словам ямальской блогерши из Аксарки Фаины Кабуловой, чаще всего оставляют своё потомство неопытные самки.
В таком случае тундровики забирают отбившихся от стада малышей к себе. Для них он становится кем-то вроде щенка у горожан - они растут в окружении людей, играют с детьми и живут в чуме.
Есть в этом некая доля везения, ведь такие животные получают особые привилегии и зовутся авками. «Ручных» оленей нельзя дарить, продавать и убивать. В тот момент, когда его собратья отправляются «под нож», авка доживает до старости и до последних дней является для юных кочевников наглядным пособием по оленеводству.
Отбиться от собак и росомах
Неблагонадёжные матери и суровые ямальские холода не единственные неприятности для дитёнышей. То и дело их поджидают хищники. Волки, вездесущие медведи, едва проснувшиеся от спячки и даже росомахи - традиционные враги северных Бемби.
Случается отбивать поголовье и от... собак. Как оказалось, условный Шарик, оставшись без хозяина в тундре также очень опасен для местных парнокопытных.
Так, на днях пёс загрыз трех оленей и напал на других животных. По словам тундровика, выложившего видео с результатами бойни, некоторым животным удалось спастись, но и они без памятных шрамов от зубов не остались.
«Няравэя (оленя) полтора часа зашивал - учился на зооветеринара. Это, опять же, не вина собаки, вина человека, хозяина - я не уследил», - рассказал оленевод и общественник Ейко Сэротэтто.
Делом даже заинтересовались в региональном Заксобрании. Там подняли вопрос о том, чтобы дать кочевнику возможность с оружием защитить стадо. Сейчас же отстрел на Ямале под запретом - не ровён час можно и под «Жестокое обращение с животными» попасть. Ну а пока дитёнышам предстоит своими силами добраться до зелёных лугов, отбиваясь от голодной ямальской фауны.
Как рассказали в региональном департаменте АПК, в минувшем году в сельхозпредприятиях округа без учета частных хозяйств родились порядка ста тысяч оленят.
Отметим, что подсчет животных у частников не ведется, но по приблизительным прикидкам их у кочевников ежегодно рождается до 250 тысяч.