Примерное время чтения: 6 минут
1996

Сезонная дорога. Как отсутствие зимников влияет на карман ямальцев?

Крайний север без зимников представить невозможно.
Крайний север без зимников представить невозможно. Правительство ЯНАО

Жизнь ямальцев во многом зависит от работы сезонных дорог. В этом году зимники не могут работать в полную силу из-за погоды. Сильно ли зависит качество жизни ямальцев от наличия зимников, выяснял корреспондент «АиФ-Ямал».

Что такое зимник и зачем он нужен?

Зимником или автозимником называют автомобильную дорогу, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре.

Официально на Ямале устраивают четыре региональных сезонных дороги: «Уренгой – Красноселькуп», «Салехард-Надым», «Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги (в границах ЯНАО), «Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале». На сайте правительства постоянно доступна интерактивная карта зимних дорог.

Жизнь без зимника ямальцу представить сложно. Это не просто переправа через реку  в виде моста. Протяженность одной трассы может достигать сотни километров и он проходит не только по рекам, озёрам, но и по болотистой земле.

«Для устройства зимника снег уплотняют и разгребают грейдерами, на реках намораживают ледовые переправы.  Их строительство ведут специалисты, которые устанавливают дорожные знаки, контрольно-пропускной пункт, разравнивают трассу зимника», - поясняет заместитель генерального директора АО «Ямалавтодор» Дмитрий Павлов.

Фото: Правительство ЯНАО

Это настоящие дороги жизни, которые так необходимы северянам. Большая часть года на Ямале проходит при отрицательных температурах воздуха и назвать зимник сезонной дорогой довольно сложно. Им активно пользуются не только местные жители: дорога является стратегическим объектом для предприятий. По ней доставляют грузы, оборудование на нефте- и газопромыслы.

Нужна ли «дорога жизни» ямальцам?

Зимники ямальцам не просто нужны, а жизненно необходимы. Жизнь на Крайнем севере сильно отличается от проживания в умеренных или южных широтах России. Поехать в гости или по делам на личном авто в соседний населённый пункт проблематично. Ямал испещрён крупными и небольшими реками, озерками и болотами. Летом на крупных водных артериях на выручку приходит речная навигация, что недешево. Например, стоимость одного билета  в одну сторону на паром «Салехард – Лабытнаги»  для взрослого человека около 120 рублей. Сплав авто обойдется в разы дороже, тут зависит от тоннажа машины. Вездеходы на воздушных подушках приходят на помощь, когда речной транспорт уже не может ходить по реке, а лёд настолько тонкий, что по нему невозможно даже пройти. Бесплатно «подушки» не возят: проезд пассажира – 110 рублей, провоз багажа – 55 рублей. Перелёт на вертолёте также больно бьёт по карману: стоимость билета для взрослого пассажира - 1 050 рублей, детского – 525 рублей. На человека предусмотрено 20 килограмм багажа, за провоз сверх нормы – доплата 10,5 рублей за каждый килограмм. При этом большой багаж взять с собой физически невозможно.

Только в зимнее время ямальские автовладельцы могут свободно перемещаться по зимникам на личном транспорте в любое время. Зимняя дорога значительно сокращает расстояние между населёнными пунктами, ведь прокладывают её по наиболее короткому маршруту.

Зимник могут достигать несколько сотен километров
Зимники могут достигать нескольких сотен километров. Фото: Правительство ЯНАО

Удобство перемещения на личном авто объяснять никому не нужно. Это не только комфортно, но и экономит бюджет. На вопрос, сильно ли бьёт по карману закрытие зимников, северяне отвечают – сильно, а особенно много теряется времени.

Случаются ли ЧП на зимних трассах?

Происшествия, как и на любой дороге, на зимниках случаются тоже. Виноваты в этом сами водители. Так, с 7 на 8 январе в снежном плену оказались почти два десятка автомобилей на зимнике «Салехард – Надым». Службы сработали оперативно: установили обогревочный пункт, прочистили заснеженную трассу и вызволили застрявших в дороге людей. Нюанс в том, что зимник официально был закрыт и движение по нему запрещено из-за теплой погоды. Перед новым годом, 25 декабря, также произошло ЧП: два грузовых автомобиля решили пойти в обход КПП, расположенном на зимнике «Салехард – Приобье». Тяжёлые машины вместе с грузом провалились в 11 метрах от трассы зимника, люди спаслись, успев покинуть кабины.

Если зимник открыт, всю ответственность за его содержание и расчистку несёт подрядчик. Официальный зимник регулярно проверяют специалисты, замеряют толщину льда, исследуют трассу по всей протяжённости, поэтому если путь на него открыт, то зимник абсолютно безопасен.

Что происходит сейчас?

В этом году на Ямале официально открыты всего два зимника. Открытие ещё двух ожидается со дня на день. Причиной такого затягивания стала аномально тёплая зима на Ямале. Открытая 13 января зимняя автодорога «Салехард – Надым» накануне вновь была закрыта.

«Из-за повышения температуры плотность полотна зимника снижается, и при движении автомобилей образовывается колея, что затрудняет проезд. Сейчас нахождение на зимнике небезопасно, это может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Принято решение о закрытии дороги до снижения температуры окружающего воздуха, сейчас безопасный проезд обеспечить нельзя», – прокомментировал вынужденную меру начальник отдела содержания и ремонта автомобильных дорог ГКУ «Дирекция дорожного хозяйства ЯНАО» Александр Симонов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах