До большой земли - Салехарда - 40 км. Зимой - на снегоходах или оленьих упряжках, летом - на лодках. Из благ цивилизации - только телевизоры, радио и мобильные телефоны. Корреспондент «АиФ - Ямал» побывал в гостях в чуме и узнал, почему коренные жители не хотят менять жизнь в тундре на комфортную городскую.
Кругом - пустота
У лодочной станции на берегу реки Полябты пересаживаемся на вездеходы. Большие машины с огромными колесами не портят природный ландшафт, в отличие от гусеничной техники, поэтому по тундре ездить можно только на них. Вместо привычного адреса у стойбища, в который едем в гости, на бумаге указаны географическая долгота и широта. Как рассказали сопровождающие, дорога - как повезет, поэтому можно 200 км ехать "быстро" - 30 км в час, а еще 20 км - "тащиться" со скоростью пять км в час.
Через два часа тряски по начавшему местами подтаивать зимнику доехали до места. Среди снегов стоят два чума, где живут несколько семей. Рядом с жильем гуляют домашние питомцы: олененок, который от гостей постарался поскорее убежать и не откликался на привычное «нянь-нянь», и несколько лаек. Всего у хозяев восемь собак. Стоят несколько снегоходов и нарты. Вокруг - ни души. Редкие одинокие деревья и небольшой лесок. Солнце слепит нещадно.
Молотком по росомахе
У хозяина чума Василия Ного - пятеро детей и трое внуков. Также с ними живут жены умерших братьев. Василий - не только глава большого семейства, но и бригадир, а все его родственники - еще и работники предприятия. Несмотря на то, что семья большая, на стойбище не все: некоторые дети учатся в колледже, некоторые - в школе-интернате. Дома старший, Александр, юноша пока работает с отцом и ждет призыва в армию.
«Отслужу и вернусь снова в чум, - рассказывает юноша. - А что в городе делать? Здесь много забот, работы, воля, а там тесно и скучно». «Я тоже в свое время после армии вернулся, - добавляет Василий. - В Пензе в строительных войсках отдавал долг Родине, мир повидал - не думайте, что мы ничего, кроме тундры, не видели. Но здесь все равно лучше».
Обязанности мужчин и женщин строго распределены. Раз в несколько дней сильная половина чума отправляется к своему стаду оленей. Чаще зимой нельзя: животным нужен покой, иначе они будут плохо есть и не наберут вес. Пасутся они в двадцати километрах от стойбища. Самая большая угроза – это браконьеры и дикие звери.
«Когда снег глубокий, олени глубоко зарываются в поисках ягеля. В этот момент и нападают лиса или росомаха. Если лис можно отпугнуть, то росомаха ничего не боится. Перегрызает горло животным и все, - говорит Василий. - Оружие с собой не возим, в прошлом году поймали росомаху, так молотком забили»
У Василия около 2500 оленей, примерно 500 из них свои, остальные - предприятия. Шкуры, рога, мясо своих животных мужчины не только продают, но и обменивают на рыбу.
Рядом с чумом одно из главных благ цивилизации - антенна. Вечером включают электрогенератор, и вся семья смотрит телевизор.
«Все основные каналы показывают, поэтому мы в курсе всего, что происходит в мире. Вон на Украине война идет, - комментирует хозяин. - Правда, сидеть перед телевизором времени нет, да и электричество лишний раз не включаем».
Кот на «цепи»
У женщин-чумработниц каждый день также расписан по минутам. Забот у них, пожалуй, больше, чем у мужчин.
«Мужчины только оленями занимаются, все остальное - на наших плечах, - рассказывает Феодосья Ного, расставляя на столе блюда под треск печи. - Просыпаемся часов в 7-8 утра и на ногах до самой ночи. Утром нужно собрать мужчин, накормить, одеть, вечером встретить, одежду обсушить. А помимо этого еще снег растопить, дров натаскать, печь затопить».
Зимой работы чуть поменьше, поэтому женщины могут уехать в отпуск на квартиру в город. Семья Ного свое благоустроенное жилье ждала больше десяти лет. Сейчас там живет старенькая мама Василия, а остальные члены семьи приезжают «в отпуск».
Центральное место в чуме занимает печь: и еду приготовить, и жилище обогреть. «Интерьер» нехитрый: все самое необходимое. Так как тумб и шкафов нет, то вещи либо в коробках на полу, либо, как, например, умывальник, радио, перекидной календарь. подвязаны веревками к «потолку». Не обходится здесь и без домашних животных. Только если лайки бегают на улице сами по себе, то кот в чуме сидит на привязи - чтобы под ногами не путался. Кстати, живет он там не ради красоты, а для отлова мышей, которые в жилье коренных народов Севера тоже наведываются.
В одном чуме может жить несколько семей, поэтому перед сном он превращается в «многокомнатный»: просто к стенкам привязаны ткани разного цвета, перед сном снизу ее отвязывают, и получается перегородка-комнатка.
«А где же вы моетесь?» - интересуемся у Феодосьи.
«Здесь же, натопим печь посильнее, достаем тазы и моемся. Чум на несколько часов превращается в баню», - отвечает она.
Постепенно небольшой чум начал наполняться гостями. За небольшой, но богатый стол садиться пришлось в два захода. Для гостей - все то, чем славится север: мясо оленины, строганина из щекура, морошка и национальная выпечка. Такой стол готовится преимущественно по праздникам. В будни в меню блюда попроще, даже лапша быстрого приготовления. Опасения ученых по поводу того, что вредная еда плохо сказывается на здоровье коренных жителей, сами аборигены не подтверждают.
«Ничего не болит, хотя едим все, что есть в магазине. Особенно летом: затарились лапшой быстрого приготовления – и быстро, и удобно. Те же самые огурцы, помидоры, яблоки едим. Это в моем детстве ничего такого не было, а сейчас хоть арбузы зимой покупай. Снимем деньги с карты в банкомате и идем за покупками в магазин - не бестолковые же», - смеется Василий.
За сотни километров
Скоро этот «адрес» семьи Ного сменится другим. Семья пойдет вслед за оленями на несколько сотен километров в сторону Воркуты. За сезон они могут сменить место жительства десятки раз. Каслание оленей (собственно, кочевье стада с погонщиками - прим. ред.)начнется весной, и забот у коренных жителей станет еще больше. В «пути» женщинам нужно будет успеть к следующей зиме сшить одежду для мужчин. Для этого в чуме стоят две швейные машинки.
«Сшить мало, нужно еще украсить красиво, вышить, все это делается вручную», - говорит Феодосья.
Также на каждом новом месте нужно собирать чум. При хорошей погоде на это уходит около 1,5 часа - и так десятки раз за сезон из года в год. И менять такой тяжелый, но привычный образ жизни аборигены Ямала не хотят и с каждым годом количество представителей коренных народов на полуострове только растет.