Примерное время чтения: 4 минуты
257

Дыхание украли духи. С какими бедами на Севере идут к шаманам

Анастасия Раевская, / АиФ

Шаманы – неотъемлемая часть культуры народов севера, в том числе и ненцев и селькупов. Они проводники между миром людей и духов. Но на Ямале шаманов практически не осталось. Сегодня информацию о них чаще можно получить в музеях, нежели от коренных народов. Подробнее в материале yamal.aif.ru.

Мост между мирами

Шаманы проводили ритуалы, связанные с важными событиями в жизни коренных малочисленных народов Севера. Рождение, свадьба, похороны – ничего не проходило без участия проводника с миром духов. В  мифологии КМНС (коренные малочисленные народы Севера) есть свой пантеон богов и духов, но сохранился он неполностью. Мир делится на верхний, средний и нижний. Хозяин верхнего и главное божество – Нум. Он создатель всего живого на земле, властитель и покровитель вселенной. В среднем мире главные – земные божества, например, Пэдара’ Ерв – хозяин леса. В нижнем мире за все отвечает – Нга, в котором заключено злое темное начало.

Обряд для связи с миром духов называется камлание. Чаще всего, к нему обращались, если случилось что-то плохое: заболел человек, пропали олени, происходят неудачи в охоте. В этих случаях шаман должен все исправить своим ритуальным танцем и связью с потусторонним миром. 

«Если человек заболел, он сначала ставит диагноз, потом выясняет причину. Например, узнает, что дыхание больного забрали в нижний мир злые духи. Тогда шаман отправляется в путешествие туда во время камлания. Его на пути встречает множество опасных испытаний, которые он, благодаря своим духам-помощникам, выдерживает. Догнав злого духа, шаман может попытаться силой забрать дыхание обратно. Если он понимает, что ему это не по силам, то есть возможность сторговаться или попытаться перехитрить, обмануть этих злых духов», - рассказывает научный сотрудник сектора археологии и этнографии МВК им. И. С. Шемановского Станислав Терешков.

Но если спасти человека не удается, его долг - проводить усопшего в последний путь. 

Магическая парка

Проводятся такие ритуалы в специальном костюме. В музее И.С. Шемановского есть уникальный экспонат – селькупская парка. Она принадлежала шаману, который жил в середине 20-го века.

«Парку нам передали родственники шамана, его звали Ӄөптыӄай ира (маленький человек). Но у нас не все части его костюма, потому что он священный. По селькупским представлениям после смерти шамана его вещи нельзя хранить в одном месте, так как если они попадут в руки обычного человека, это может привести к катастрофе», - говорит Станислав Терешков.

На этой парке эвенкийские элементы соседствуют с селькупскими. Например, по нижнему краю изделия пришиты пять клиновидных вставок в виде птичьих хвостов, отделанных радужной бахромой. Такие детали ближе к эвенкийским традициям. Также на ней есть аркалан – подвеска на спину, к которой крепят фигурки духов-помощников. По ней можно понять силу шамана.

«Этот шаман был сильным, так как на его спине была подвеска в виде круга, она называется «прорубь». Во время камлания он мог проходить через нее в мир духов», - добавляет Станислав Терешков.

Помимо духовного мира шаманы могут вступать и в контакт с природой.

«Они могут общаться не только с духами, но и с деревьями, животными. Есть даже представления у некоторых народов, что некоторые звери на самом деле умеют разговаривать, но не хотят, например, чтобы их не заставили работать», - рассказывает Станислав Терешков.

Исчезновение шаманизма

Однако постепенно культура шаманизма в ЯНАО исчезает. Одним из главных факторов, способствующих этому, стала христианизация, с приходом которой шаманизм начал рассматриваться как язычество и суеверие.

«Навязывание христианства сформировало негативное отношение к шаманизму. Соответственно ненцы старались не афишировать свою веру, скрывали ее, - говорит Станислав. – Но есть регионы, где эта ранняя форма религии сохранилась лучше, это Иркутск, Бурятия, республика Тува и другие, а также в Монголии, где сих пор обращаются к проводникам с миром духов».

Несмотря на исчезновение шаманизма, его роль в ненецкой культуре продолжает жить, и их наследие сохраняется в историях, мифах и редких обрядах, которые еще можно встретить среди старшего поколения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах