В 1960-х у детей постсоветского пространства появилась мечта, которую некоторые из них пронесли через всю жизнь - однажды покорить космос. Далось это не каждому, ведь нужно было показать не только волю к мечте, дисциплину и идеальный аттестат, но и эталонную физподготовку. С годами амбиции у молодёжи пошли по другому, технологическому вектору. Так, ямальские школьники принялись за создание самого настоящего космического спутника, дабы бороздить просторы вселенной, но делать это на «удалёнке». Как подросткам удалось справиться с амбициозной задачей и каких успехов ребята добились - в материале yamal.aif.ru.
Укротители роботов
Ребят, всерьёз увлекающихся космической тематикой, хватает по всей стране: одни штудируют профильную литературу, постигая теорию, а другие ценят практический опыт и своими руками мастерят прототипы спутников, разбросанных по всей земной орбите.
Такие энтузиасты нашлись и на Ямале. Недавно на профильную смену «Арктикум – Космическая инженерия» набралось сразу 14 ребят из Муравленко, Нового Уренгоя, Надыма, Тазовского, Ноябрьска, Салехарда и Лабытнанги, прошедшие конкурсный отбор.
Свой небольшой, но крайне интересный путь длинной в неделю они начали в центре поддержки и выявления одаренных детей в ЯНАО.
В течение следующих дней они не только постигали науку, но и, как уже стало понятно, собирали спутники. Для этого подростки использовали модульный конструктор наноспутника «ОрбиКрафт», ставший для них чем-то вроде учебного пособия.
Среди юных космических инженеров оказалась Ольга Ярвилянина из Ноябрьска. Со своей командой она разработала и собрала аппарат, но это только полдела: его нужно заставить работать максимально корректно. Ведь хаотично мечущийся в атмосфере объект явно не принесёт никакой пользы.
«Нам предстоит понять, как наш спутник будет вести себя в космосе. Нужна калибровка, чтобы он верно выполнял необходимые функции. Например, ориентация в пространстве по магнитному полю или по солнцу», - поделилась Ярвилянина.
Для девушки это, к слову, не первый опыт - с начинёнными сложной начинкой техническими примочками она на «ты». На севере школьница вовсе известна как Укротительница роботов.
Тяга к точным наукам и робототехнике у девушки начала проявлять себя в пятом классе. Такое необычное для девочек хобби приметили родители и поддержали начинание. Талант разглядел и учитель физики Ольги - результатов отборочного конкурса, скрестив пальцы, они ждали все вместе.
Сегодня она уже без труда может похвастаться своими успехами. Так, в марте минувшего года школьница уже становилась финалистом федерального технологического конкурса «Делаем станцию приёма данных в L-диапазоне с метеорологических спутников своими руками». Так что с нынешними задачами она и её команда, можно сказать, справляются играючи, внося свой посильный вклад в космическую отрасль России.
Было хобби, станет профессией
Стоит отметить, что за пять дней работы в жестком графике каждый проявил себя на высшем уровне. Так, со слов тренера-преподавателя профильной смены «Космическая инженерия» Екатерины Манчуровой, под конец мероприятия знаний, которых у ребят и без того хватало, стало куда больше. Благодаря практике качество их навыков также ощутимо подросло.
«На этих занятиях все почерпнули для себя действительно много нового. Они самостоятельно собирали и программировали аппараты, также мы принимали данные с реальных спутников, находящихся сегодня в космосе. Для этого в Центре у нас есть специальная антенна», - поделилась педагог.
Завершилось все, как принято, испытаниями - после окончания практикумов подростки детально изучили каждый модуль, всю начинку космического аппарата, а затем «запустили» его в комплексе имитаторов космической среды. Надо ли говорить, что всё прошло успешно?
Манчурова заверила, что подобные мероприятия позволяют дать вундеркиндам не только пищу для ума, но и вполне реальные перспективы. Ведь приложить руку к освоению бескрайнего космоса куда проще, когда есть реальный опыт. А куда реальнее готового к запуску спутника? Так что задел для того, чтобы увлечение переросло в профессию, определённо создан.
Сами школьники не сомневаются, что со своими умениями наверняка пригодятся стране. Для многих из них это не первое участие в подобных программах, и определённо не последнее. Сейчас они уже способны предложить новые концепции развития и даже технические идеи, а также планируют дальше осваивать робототехнику, в том числе и в космическом направлении.