Что должен знать должник при общении с коллекторами?
Долги неплательщиков банки передают специальным коллекторским агентствам, работа которых – требовать оплаты с заемщиков. Гражданам важно знать, как правильно вести себя с представителями этой профессии, чтобы избежать неприятных последствий. Об этом рассказали в УФССП России по ЯНАО.
После заключения кредитного договора (договора потребительского займа) сохраняйте свои экземпляры документов, подписанные при оформлении займа, в период исполнения договора и в течение трех лет после возврата долга. Храните все квитанции и расписки о погашении долга.
В случае, когда кредитор или профессиональный коллектор начали осуществлять действия, направленные на возврат просроченной задолженности, не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО, контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет. При личной встрече требуйте предъявлять документы. В случае если кредитор, по вашему мнению, нарушает ваши права, фиксируйте беседу при помощи аудио и видеотехники. Если вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору сотовой связи за детализацией звонков, содержащей время звонков и номера абонентов. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью.
Должник не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения денежного обязательства вправе направить кредитору или профессиональному коллектору, действующему в его интересах, заявление об отказе от взаимодействия. Форма указанного заявления утверждена приказом ФССП России от 28.12.2016 № 822.
Согласно федеральному законодательству коллекторы не могут беспокоить должника с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов в выходные. Кроме того, коллекторов обязали официально представляться и давать свои координаты. Неисполнение этих норм наказывается штрафом в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
С должником могут взаимодействовать только кредитор или «лицо, действующее от его имени или в его интересах». Это обязательно должна быть кредитная организация или лицо, которое специализируется на возврате просроченной задолженности. И все они обязаны быть вписаны в государственный реестр, контролируемый ФССП России. Коллектору разрешено лишь информировать должника об имеющейся задолженности и условиях ее погашения. Для этого он может лично встречаться с должником, но не чаще одного раза в неделю. Звонить не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. При этом запрещается беспокоить должника ночью, применять любое давление - физическое, психологическое, причинять вред здоровью и имуществу людей. Нельзя сообщать о долге родственникам, коллегам, публиковать эту информацию.
Взысканием долгов не могут заниматься граждане с неснятой или непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики и общественной безопасности. Коллекторам запрещено контактировать с недееспособными гражданами, больными, находящимися на лечении, с инвалидами первой группы и с несовершеннолетними.