Известный путешественник Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло в понедельник вечером вернулись в Москву.
«Мои жена и дети в другом городе на соревнованиях, – говорит Меняйло. – В аэропорту нас с Фёдором встречали друзья и команда, помогавшая организовать полёт».
Рекордный полёт над арктическими территориями России завершён.
Стартовали пилоты в Мурманской области, приземлились через 45 часов на аэродроме столицы полярной авиации – селе Хатанга Красноярского края. Два мировых рекорда – по дальности и длительности беспосадочного перелёта на тепловом воздушном шаре – теперь принадлежат России.
Правда, и сейчас пилотам не до отдыха – участники экспедиции разгребают фотографии, делают отчёты.
Как проходил полёт и какие ещё рекорды достигнуты, в материале – yamal.aif.ru
Куда дует ветер
В Хатанге огромный шар в 05.24 по местному времени (03.24 по московскому) в воскресенье, 26 марта, ювелирно приземлился на взлётно-посадочную полосу местного аэродрома.
«Думал, мы сядем в тундре, тайге, начнём костры жечь, ждать, пока прилетят спасатели, вертолётчики – мы же ночью приземлились. А Ваня идёт на аэродром и точно садится на полосу!» – говорит 71-летний путешественник Фёдор Конюхов.
Сотрудники аэропорта сразу же бросились отпаивать замёрзших (обледеневших!) пилотов горячим чаем.
«Уже почти сразу стали использовать кислород для дыхания. Лютый мороз. На каждом по 2 комбинезона и они не спасают».
И помогать укладывать пятитонную махину – шар с корзиной.
Можете себе представить: высота воздушной оболочки (её объём – 12 тыс. кубических метров!) вместе с корзиной, 36 метров. Это почти 12-этажный дом!
«Мы – романтики, но не до такой степени, чтобы шарам давать какие-то свои имена, – смеётся Иван. – На его борту – название партнёра, без которого эта экспедиция бы не состоялась. Воздухоплавание – дорогой спорт».
Никогда в России прежде не строили таких громадных тепловых аэростатов. Этот – особенный – построили специально для этой экспедиции.
Хатанга считается столицей полярной авиации и много что повидала на своем веку, но посадку теплового аэростата, да ещё таких размеров, здесь, на 72 градусе северной широты, наблюдала впервые (тоже, по сути, рекорд - это самый длительный полёт на шаре за Полярным кругом: вся дистанция проходила в «коридоре» 67-72 градусов северной широты).
Впрочем, Конюхов здесь не редкий гость – уже бывал во время своих других – наземных – экспедиций и в Хатанге его знают хорошо.
После прилёта пилотов сразу же зазвали в гости в местную школу – рассказать ребятам (как знать, может быть, будущим лётчикам, пилотам аэростатов или путешественникам) о своей экспедиции, о своём вызове небу.
Пролетая над Арктикой
И это, действительно, был вызов небу! И вызов человеческим способностям.
Пилоты стартовали в Кировске Мурманской области ранним утром 24 марта, когда город ещё спал.
А команда не спала почти всю ночь. Накануне в пять вечера корзину транспортировали к месту раскладки оболочки. В 2.30 ночи – подъём аэростата. А официальный старт только в 05.15 по Москве.
Представьте: в безграничных снежных просторах нетерпеливо рвётся в небо огромный воздушный синий гигант. Небольшая горсточка людей пытается умерить его горячность и сдержать его пыл: сбиваясь с ног, они удерживают корзину, но вот всё готово – старт! Наземная команда отпускает большого воздушного слона на свободу.
И он тут же, под устрашающе и оглушающе громкий – на всю округу – и восторженный рёв горелок вырывается ввысь – в морозное небо, озарённое полярным сиянием – с двумя маленькими фигурками на борту, которые в корзине шара, на фоне гигантской оболочки кажутся муравьями.
«Мы летели не вдвоём, а втроём. С нами был ещё дедушка Николай Чудотворец. Он сильно помогал нам», - скажет по окончании путешествия Фёдор Конюхов.
Полёт – дальний, наземной команде никак не поспеть по суше за воздушным шаром. По планам, она должна была встретить пилотов в месте приземления, но поскольку они финишировали из-за капризов ветров в другой точке, то встреча не состоялась. Зато весь полёт можно было отследить с любой точки мира по треку в режиме реального времени.
«Перед каждым полётом я ощущаю страх, как и любой нормальный человек, потому что не боятся либо глупые либо сумасшедшие, – говорит Иван Меняйло. – А дальше начинается работа. И эта большая работа всегда делится на маленькие-маленькие элементы, которые надо сделать нормально, и тогда что-то получится, а если думать только о финише, то сделаешь какой-то прокол в мелочах и финиша просто не будет».
Каково это – управлять пятитонным гигантом, когда с собой только топлива – 80 баллонов по 75 литров! А еще сколько оборудования – самого разного.
«Никаких талисманов в дорогу не беру, я не верю в суеверия, я верю в подготовку», – комментирует Иван.
И перечисляет:
«Много приборов, в том числе дублирующих, чтобы если что, можно было все починить. И не замёрзнуть. Немножко еды, потому что в таких полётах, честно говоря, есть даже не очень хочется. Как такового распорядка дня в полёте нет. Не спим и не едим почти».
Тепловой аэростат с открытой корзиной в высоких северных широтах!
Над морской акваторией – двух морей Северного Ледовитого океана, Баренцева и Карского... Это вообще первый такой полёт в истории воздухоплавания!
Аэростат прошёл через воздушное пространство Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Красноярского края…
На высоте 3-6 тысяч метров со скоростью 90-100 километров в час.
У пилотов была спутниковая связь.
Они докладывали: «Уже почти сразу стали использовать кислород для дыхания. Лютый мороз. На каждом по 2 комбинезона и они не спасают».
Но и спутниковая связь была не всегда, и, конечно, все, кто следил за маршрутом, очень волновались за участников экспедиции.
Из Мурманской области стартовали в – 25, в Хатанге финишировали при – 15, а температура воздуха за бортом, на высоте, порой достигала –50 градусов.
«Такого лютого мороза я не испытывал даже на Северном полюсе. Я пальцы не чувствовал!», – рассказывает Фёдор Конюхов.
Российские пилоты пролетели рекордные 2540 км.
Прежний рекорд принадлежал японским пилотам Мичио Канда и Чикацу Какинума, которые в 1994 году преодолели по воздуху 2360 километров на английском воздушном судне над Австралией.
«Рекорд этот никто не мог побить! Это очень сложно. Японец Мичио Канда, мой друг, царство небесное, погиб в 2008 году (пропал над Тихим океаном на шаре, - ред.). Я думаю, что он там радуется, что мы его любим, вспоминаем, и этот рекорд наконец-то преодолели», – говорит Конюхов.
Нынче Конюхов и Меняйло были в небе 45 часов без всяких остановок. Мировой рекорд по продолжительности – 55 часов лёта. Они не побили этот рекорд, но он в любом случае принадлежит им. Это они его установили шесть лет назад!
Это в воздухе – почти двое суток, но до момента, когда Фёдор Конюхов буквально за считанные часы перед стартом провел видеоэкскурсию для своих подписчиков по аэростату и удовлетворённо отметил «хорошо», следовала очень долгая подготовка.
Да и сейчас, экспедиция уже завершена, а послеполётных дел ещё – «воз и маленькая... корзина шара».
Красота большой страны
Все рекорды официально фиксируются после ратификации FAI (Международной федерации аэронавтики).
Но можно смело сказать, что рекордных полётов вместе с Фёдором Конюховым у Ивана теперь уже четыре.
«Все эти полёты – это развитие воздухоплавания в России. Чтобы знали, что мы есть, что мы – сильные, что мы можем добиваться высоких результатов, как на российском, так и на международном уровнях».
«Много видел хороших пилотов, но таких, как Иван Григорьевич – нет. Это лучший пилот в мире!» – считает Конюхов.
Рекорды, по словам Ивана Меняйло, вовсе не самоцель.
«Летаю не для того, чтобы бить какие-то рекорды, – говорит он. – В первую очередь для меня это значит развитие. Все эти полёты – это развитие воздухоплавания в России. Чтобы знали, что мы есть, что мы – сильные, что мы можем добиваться высоких результатов, как на российском, так и на международном уровнях».
А из личного?
«Это, наверное, любовь к нашей стране, к её природе, каждый полёт позволяет увидеть и почувствовать всю красоту. Вот и в этом полёте. Слева – северное сияние, справа – северное сияние. Сложно и трудно всё далось, но красота этого стоит».
ЯЗЫКОМ ЦИФР
- Дальность пути – 2540 км.
- Продолжительность полёта – 45 часов
- Самый большой в истории отечественного воздухоплавания тепловой аэростат – 12.000 кубических метров.
- Максимальная высота полёта – 5.820 метров
- Максимальная скорость - 109 км в час.