Примерное время чтения: 6 минут
2252

Гробы не закапывают. Как хоронят усопших коренные жители Ямала

Алексей Косенчук / АиФ

Традиции погребения у всех народов разные. В Индии, к примеру, в приоритете кремация на берегу реки. Во многом таких подходы объясняются наличием особых ритуалов, существующих веками. Не обошли они и северных кочевников. О том, как коренные народы севера провожают земляков в последний путь - в материале yamal.aif.ru. 

Снегоход для покойника 

Коренные ямальцы к смерти относятся с присущей кочевникам философией: выживает физически сильнейший, а душа и так бессмертна - чего ж тогда переживать?  Ненцы полагаются на богиню Я'Миня, именно она отмеряет, сколько прожить тому или иному человеку. После смерти душа отправляется в нижний мир и уже оттуда оберегает своих родных. 

Похороны у ненцев происходят спустя сутки - это время уходит на подготовку гроба. Могилы у ненцев, как и у большинства северных народов, надземные. Одевают покойника в те вещи, в которых он умер. Затем тело женщины полагается обернуть в покрывало от женской нарты, а мужчины - во внутреннее покрытие чума.  

Далее предстоит последний аргиш - караван, запряженный оленями, на котором покойный отправится в свой последний путь. Из чума, кстати, тело не принято выносить через вход. Для этого поднимается полог жилища. 

Кладбища у ненцев, они же «хальмер’», стоят на берегу рек. Причем место выбирают на возвышенности. Когда-то это имело практическое значение - завидев могильник издалека, кочевник со своими оленями не стал бы тревожить покой умерших. Легенды также гласят, что тот, кто прикоснулся к могиле, вскоре должен умереть. Так что оповестить о них путников лишним не будет. 

Современное ненецкое захоронение.
Современное ненецкое захоронение. Фото: Скриншот «YAMAL LIFE - Жизнь на Ямале!».

«На берегу реки Полуя в 12 километрах от Салехарда по направлению к мысу «Елка» – старое ненецкое кладбище. Гробы деревянные особой конструкции расположены на самой поверхности земли. В них вместе с останками погребённых находятся предметы домашнего обихода. Кладбище расположено в рощице на возвышенности. Последние захоронения происходили, по-видимому, не позднее, чем 100 лет тому назад», - пояснили в музейно-выставочном комплексе им. И. С. Шемановского. 

Нередко у могил можно увидеть перевернутые нарты. Если усопший был очень уважаемым человеком, то оставить вверх ногами у его гроба могут и снегоход. Причина проста: ненцы уверены, что транспорт в загробном мире может очень даже пригодиться.  

Также у могилы могут оставлять слегка испорченные продукты или вещи, но так, чтобы изъян не бросался в глаза - ненцы верят в то, что в ином мире дефекты исчезают. 

Захоронение может также отличаться в зависимости от пола усопшего. Например, у мужской могилы устанавливают хорей - шест для каслания оленей. Последних, к слову, на месте приносят в жертву - мясо съедают, рога оставляют здесь же. После обряда к могилам ненцы больше не приходят - навещать покойных родных и близких у них не принято. Чум, в котором умер человек, зачастую переставляют на новое место. 

Отметим, что сегодня среди ненцев немало христиан. Поэтому с годами на кладбищах появляется все больше православных крестов.  

Музей - банк традиций 

Множество обрядов и традиций малочисленных народов севера не могли не стать отправной точкой для появления так называемого культа мертвых. Раскрыть его тайны помогают археологические исследования древних захоронений. Неподдельный интерес к этой теме проявляют и музейные комплексы. 

Так, в музее им. Шеманского время от времени появляются выставки с останками, предметами быта и остатками древних сооружений.  На одной из таких экспозиций была выставлена мумия мужчины 35-40 лет, захороненного примерно в 1282 году.  

Мумия на выставке «На полпути земного бытия». Фото: Архив / МВК им. И.С. Шеманского

Выставку дополнили фотографии с места раскопок древнего могильника Зелёный Яр.  

«В 2001 году сотрудники Ямальской археологической экспедиции обнаружили погребение мужчины с сохранившимися мумифицированными останками мягких тканей. По представлениям ненцев и северных хантов умершие спускаются в «преисподнюю» в лодках, следуя вниз по реке. Не случайно среди традиционных для погребального обряда материалов и предметов – металла, бусин, монет – использовалась береста», - отметили в музейном комплексе. 

Археологи регулярно изучают места древних могильников.
Археологи регулярно изучают места древних могильников. Фото: Правительство ЯНАО

С годами хранить традиции предков, однако, все сложнее. Многие коренные народы уезжают жить в мегаполисы и ведут жизнь обычных горожан. В отличии от скрупулезных музейщиков многие из них отказываются от преданий предков. Тем не менее, в том числе благодаря поддержке властей, представители КМНС пока справляются с передачей знаний и вековых традиций. Оттого перевернутые нарты все еще продолжают появляться в ямальской тундре. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах