Традиции погребения у всех народов разные. В Индии, к примеру, в приоритете кремация на берегу реки. Во многом таких подходы объясняются наличием особых ритуалов, существующих веками. Не обошли они и северных кочевников. О том, как коренные народы севера провожают земляков в последний путь - в материале yamal.aif.ru.
Снегоход для покойника
Коренные ямальцы к смерти относятся с присущей кочевникам философией: выживает физически сильнейший, а душа и так бессмертна - чего ж тогда переживать? Ненцы полагаются на богиню Я'Миня, именно она отмеряет, сколько прожить тому или иному человеку. После смерти душа отправляется в нижний мир и уже оттуда оберегает своих родных.
Похороны у ненцев происходят спустя сутки - это время уходит на подготовку гроба. Могилы у ненцев, как и у большинства северных народов, надземные. Одевают покойника в те вещи, в которых он умер. Затем тело женщины полагается обернуть в покрывало от женской нарты, а мужчины - во внутреннее покрытие чума.
Далее предстоит последний аргиш - караван, запряженный оленями, на котором покойный отправится в свой последний путь. Из чума, кстати, тело не принято выносить через вход. Для этого поднимается полог жилища.
Кладбища у ненцев, они же «хальмер’», стоят на берегу рек. Причем место выбирают на возвышенности. Когда-то это имело практическое значение - завидев могильник издалека, кочевник со своими оленями не стал бы тревожить покой умерших. Легенды также гласят, что тот, кто прикоснулся к могиле, вскоре должен умереть. Так что оповестить о них путников лишним не будет.
«На берегу реки Полуя в 12 километрах от Салехарда по направлению к мысу «Елка» – старое ненецкое кладбище. Гробы деревянные особой конструкции расположены на самой поверхности земли. В них вместе с останками погребённых находятся предметы домашнего обихода. Кладбище расположено в рощице на возвышенности. Последние захоронения происходили, по-видимому, не позднее, чем 100 лет тому назад», - пояснили в музейно-выставочном комплексе им. И. С. Шемановского.
Нередко у могил можно увидеть перевернутые нарты. Если усопший был очень уважаемым человеком, то оставить вверх ногами у его гроба могут и снегоход. Причина проста: ненцы уверены, что транспорт в загробном мире может очень даже пригодиться.
Также у могилы могут оставлять слегка испорченные продукты или вещи, но так, чтобы изъян не бросался в глаза - ненцы верят в то, что в ином мире дефекты исчезают.
Отметим, что сегодня среди ненцев немало христиан. Поэтому с годами на кладбищах появляется все больше православных крестов.
Музей - банк традиций
Множество обрядов и традиций малочисленных народов севера не могли не стать отправной точкой для появления так называемого культа мертвых. Раскрыть его тайны помогают археологические исследования древних захоронений. Неподдельный интерес к этой теме проявляют и музейные комплексы.
Так, в музее им. Шеманского время от времени появляются выставки с останками, предметами быта и остатками древних сооружений. На одной из таких экспозиций была выставлена мумия мужчины 35-40 лет, захороненного примерно в 1282 году.
Выставку дополнили фотографии с места раскопок древнего могильника Зелёный Яр.
«В 2001 году сотрудники Ямальской археологической экспедиции обнаружили погребение мужчины с сохранившимися мумифицированными останками мягких тканей. По представлениям ненцев и северных хантов умершие спускаются в «преисподнюю» в лодках, следуя вниз по реке. Не случайно среди традиционных для погребального обряда материалов и предметов – металла, бусин, монет – использовалась береста», - отметили в музейном комплексе.
С годами хранить традиции предков, однако, все сложнее. Многие коренные народы уезжают жить в мегаполисы и ведут жизнь обычных горожан. В отличии от скрупулезных музейщиков многие из них отказываются от преданий предков. Тем не менее, в том числе благодаря поддержке властей, представители КМНС пока справляются с передачей знаний и вековых традиций. Оттого перевернутые нарты все еще продолжают появляться в ямальской тундре.