Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл, сообщают в Салехардской епархии РПЦ.
Еда — это всего лишь форма милостыни, которую люди творят ради умершего. И здесь очень важно — как ее творят.
Церковь полностью запрещает алкоголь на поминках. Принося еду в храм, важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Царство Небесное достигается усердным духовным трудом, и еда – это милостыня, которая является всего лишь одним из элементов такого труда.
Поминовение усопших проходит в определенные дни — Родительские субботы и не совершается в дни Светлой недели.
Как отмечают в Салехардской епархии, до сих пор в некоторых местах сохранились языческие традиции. Так, в древности люди всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов. При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю. То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.
И сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая о их языческом значении. Не понимая, что они противоречат христианскому учению.