Примерное время чтения: 8 минут
384

Лагерь вдоль дороги смерти. Что осталось от строек Трансполярной магистрали

501-стройка - объект культурного наследия
501-стройка - объект культурного наследия Правительство ЯНАО

В конце 40-х Советский союз начал долгий путь восстановления после одного из самых кровавых и жутких событий XX века - Второй мировой войны. В стране стали вырастать панельные пятиэтажки, заводы и экономические показатели. Но картина оставалась незавершенной - ряд регионов был отрезан от цивилизованного мира суровым климатом. Один из них - газовая столица России Ямал. Чтобы связать государство воедино, на краю земли началась грандиозная стройка Трансполярной магистрали. Она была поделена на отдельные стройки, ныне заброшенные, но все еще привлекающие внимание авантюристов со всей страны. В ближайшие пару лет они станут музеем под открытым небом. Подробнее – в материале yamal.aif.ru.

От Баренцева моря до Чукотки

Транссибирская магистраль - знаковый памятник ушедшей эпохе Советов, на создание которого ушло немереное количество сил - деньги, время и люди, брошенные на реализацию амбициозного проекта. Но вот о Трансполярной дороге в курсе немногие. «Стройка на костях», «Мертвая дорога», «Сталинская дорога смерти» - как ее только не называли.

На бумаге она появилась еще в 1928 году. Задумка была такая: организация Великого Северного железнодорожного пути. В план изначально входили только 500 километров, которые с годами превратились в 1500, и связали берег моря и Чукотку. Но для чего? На этапе чертежей речи о северных ресурсах не шло - в их существование там просто не верили. Изредка партийные чиновники с подачи ученых гипотетически допускали залежи нефти и газа в этих суровых краях, но рисковать никто не хотел. Так что проект поначалу вовсе был отвергнут.

Но шли годы, технологии добычи становились все лучше, а размышления о богатых залежах - краше. Так, в 1947 году, рабочие на Ямале замахали кирками да лопатами. Стройку разделили на участки: 501, 502 и 503 стройки.

Фото: Правительство ЯНАО

Промерзлый грунт, нехватка людей и по-настоящему северный холод не мешали руководству торопить процесс. Вдоль магистрали строили лагеря, более известные нам как ГУЛАГи. Тут уже становится понятно, кто и какую роль сыграл в том, что севернее Транссиба появилась новая логистическая артерия. По средним оценкам свой вклад в ее создание внесла сотня тысяч человек, из которых по разным оценкам 70% - заключенные тех самых лагерей.

На строительство дороги ушло около 42 миллиардов рублей - бешеная сумма по меркам что того, что сегодняшнего времени. И это при условии, что магистраль будет закончена. Но нет - ей не хватило еще пары лет, проект был свернут. «Мертвой дорогой» его окрестили не зря - погибли тысячи рабочих. Причем более или менее достоверной цифры, на которую можно было бы опираться, нет.

ГУЛАГ - наша история

Сама по себе «Трансполярка» и сегодня остается действующей, например, участки Чум-Лабытнанги и Надым-Новый Уренгой. Однако, в большинстве своем дорога стала жертвой времени. Речи нет не то чтобы о поездах - даже легкой дрезине там не пройти. Та же судьба постигла и «стройки», куда сгоняли рабочих со всей страны на благо процветающего севера.

Некоторые фрагменты оставшейся железной магистрали для музеев - ценный экспонат.
Фрагменты оставшейся железной магистрали для музеев - ценный экспонат. Фото: Правительство ЯНАО

«Стройка 501» - уникальный объект и стоит в 217 километрах от окружной столицы. История этого места тянет сюда авантюристов не только из России - посмотреть на остатки эпохи, в которой руками зэков отстроили такой проект, приезжают и из-за границы. Впечатления отсюда увозят самые разные - кто-то уверяет, что слышал стоны рабочих, другие рассказывают о стынущей крови в жилах от гнетущей атмосферы, другие с улыбкой от уха до уха делятся фотографиями на вышках, обмотанных «колючкой».

Объект культурного наследия «Стройка 501» располагается в 217 километрах от Салехарда.

Мы никого не обманем, если скажем, что на Ямале история ГУЛАГа занимает особое место. Что уж говорить, если 501-я - объект культурного наследия регионального значения. Не понаслышке с ним знакомы в музейно-выставочном комплексе им. Шемановского. Здешние специалисты регулярно выезжают на место - за годы они исследовали лагерь вдоль и поперек.

«Изучить и визуально зафиксировать состояние лагерного пункта позволили экспедиционные исследования, проведенные летом 2020 года по местам Строительства №501. Пройдя двумя маршрутами по 300-километровому участку недостроенной железной дороги между Надымом и Салехардом, музейщики осмотрели и обследовали 38 различных объектов. Результатами экспедиции стали экспозиция «Маршрутами недостроенной мечты» и документальный фильм «В лесах похоронены города», - рассказали в учреждении.

Игрушки для НКВДшников

О всех тяготах и лишениях жизни в ритме «Ночью в барак, днем на стройку» никто не расскажет лучше, чем те, кто Трансполярную магистраль строил. Кто-то делился непростым опытом с современниками, и это дошло до нас в устной форме, другие выбрали путь мемуаров, записок и дневников. Кто-то вовсе оставил о себе память и не задумываясь об этом.

Борис Крейцер - такой случай. Ему посвящена экспозиция в музее Шемановского, которая будет проходить до 25 сентября 2022 года. В 1937 году, время рассвета доносов и репрессий, талантливый архитектор и плакатист стал жертвой сфабрикованного дела о шпионаже в пользу Японии и Германии. Приговор - смертная казнь. Ее Борис Генрихович чудом избежал и отправился колесить по лагерям.

Офицеры НКВД нашли с ним общий язык и попросили создать серию эскизов... игрушек. Экспозиция так и называется: «Вещдок: папка с эскизами». Она и сегодня хранится в фондах Музея истории ГУЛАГа. Создавая игрушки для НКВДшников Крейцер и не думал, что в будущем он многим докажет: оставаться сильным человеком с добрым сердцем можно и в тяжелейших условиях.

Фото: Правительство ЯНАО

Пусть дети увидят

Чтобы культурное наследие сохранить для будущего поколения ямальцев, уже несколько лет идут восстановительные работы и реставрации строек.

«Вблизи разъезда «Глухариный» хорошо сохранились вышка, бараки, колючая проволока, но их нужно поддерживать в надлежащем состоянии. Мы планируем провести туда островок цивилизации: сделать освещение, парковку, поставить вендинговый аппарат, обеспечить охрану объекта», – поведал Дмитрий Артюхов.

Фото: Правительство ЯНАО

Волонтеры и сотрудники музея регулярно организовывают вахты - выезжают на место лагеря и приводят его в порядок. На подготовительном этапе территорию расчищали от мусора и сухостоя. Затем настал черед работ потяжелее - ремонт опор, входных ворот, сторожевых вышек, ограждений и указателей.

«Участок, на котором производятся работы, находится в лесу. Необходимо понимать, что условия для работы сложные. Много насекомых: комаров, мошек. Где-то присутствует колючая проволока.  Ребята подготовленные, физически выносливые, но приходится быть аккуратными и внимательными», - поделился главный историк Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса Алексей Мазурин.

Как только все работы будут закончены, музей под открытым небом войдет в состав МВК имени Шемановского и станет единственным в современной России музейным примером организации жизни и работы заключенных на всех крупных стройках СССР сталинского периода. Закончить планируют к 2024 году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах