В 2024/2025 учебном году курс «Основы российской государственности» стал обязательным во всех вузах страны. К концу первого семестра своими наблюдениями, чем новый предмет отличается от школьных уроков истории, как его восприняли первокурсники и преподаватели, поделился заведующий кафедрой креативного управления и гуманитарных наук УрГЭУ Станислав Банных.
Идейный стержень
Ксения Огородникова, «АиФ-Урал»: — Станислав Германович, для чего курс «Основы российской государственности» введён в вузах?
Станислав Банных: — Идея такого курса принадлежит Президенту России Владимиру Путину — он дал соответствующее поручение на заседании Госсовета 22 декабря 2022 года. Предпосылок к углублённому изучению молодёжью национальных ценностей, принципов и целей — много, и корни их лежат глубоко. В имперский период и в Советском Союзе у нас была идеология. Для государства это важно: так каждый гражданин понимает, какой курс развития выбрала его страна, какую роль в общем благополучии играет лично он, какими правами и обязанностями обладает. Уже в 80-х годах прошлого века идеология пошатнулась, а с распадом СССР она была отвержена якобы ради свободы, но оказалось лишь для того, чтобы смениться новой, порой чуждой нам идеологией стран, с которыми на протяжении целых столетий Россия находилась в противостоянии.
Европа и США посредством массовой культуры убеждали нашу молодёжь, что можно обойтись без семьи, детей. В качестве ответной меры на внешние вызовы в школах появилась серия классных часов «Разговоры о важном», а в высших учебных заведениях новый курс «Основы российской государственности». На лекциях преподаватели рассказывают студентам о ценностях российского государства, раскрывают его политические особенности, погружают в историю, культуру, социальную проблематику, закрепляют знания об обновлённой конституции РФ.
— Школьной программы по истории оказалось недостаточно?
— Выпускники успешно сдают ЕГЭ по истории, хорошо знают имена и даты, но, когда вовлекаешь их в рассуждение, скажем, о Великой Отечественной войне, они мало что могут от себя добавить к сухим фактам. Только когда есть эмоциональное наполнение, они смогут оценить события в прошлом и настоящем, понять мотивы героев, которые ценой собственной жизни защищают свою Родину. Молодежи нужно дать чёткое представление, как богат и прекрасен каждый уголок России, какие люди её населяют, как мы все похожи и важны друг для друга. Тогда возникает гордость за страну, любовь к ней, желание трудиться для её благополучия.
Сейчас, когда мы видим постоянные попытки переписать историю и «отменить» Россию это актуально как никогда.
— Таким образом, новый курс помогает университетам вносить вклад в социальное развитие страны?
— Совершенно верно. И у региональных университетов возможностей больше, чем у федеральных, — мы ближе «к земле». На лекциях мы делаем большой упор на развитие предпринимательства Среднего Урала, а у нас действительно богатая история, и студенты начинают задумываться, что могут предложить они. Тем более, в нашем вузе поощряется представление выпускных квалификационных работ в формате стартапа.
Мы воспитываем своих студентов как лидеров и патриотов не только в рамках новой дисциплины. В университете проходят встречи с Героями России, военно-спортивные игры «День ДОСААФ», форумы по военной истории. На День снятия блокады Ленинграда мы ежегодно приглашаем блокадников, которых эвакуировали на Урал. Регулярно проводим сбор гуманитарной помощи, организуем выставки и встречи, посвящённые СВО.
«Чтобы человек был хороший»
— Как встретили новый предмет сами студенты?
— Восприняли как должное — для них на первом курсе всё в новинку, им не с чем сравнивать. Кроме того, курс хорошо продуман, помимо материалов для лекций, есть интересные документальные фильмы. В интернете студенты делятся отзывами о курсе, и они положительные.
Пожалуй, сложнее преподавателям: чтобы привлечь внимание к столь значимой теме, приходится конкурировать с роликами про котиков и другими развлечениями, на которые отвлекаются вчерашние школьники. Нацеленность студентов на то, что главное — сдать зачёт, тоже мешает подробно остановиться на отдельных темах гуманитарных дисциплин. А новый курс позволяет сосредоточиться именно на том, что должно быть близко и понятно каждому гражданину России.
— Иностранные студенты тоже изучают эту дисциплину?
— Изучают, и надо сказать, с большим интересом, даже выступают с докладами. Особенно увлечены дисциплиной «Основы российской государственности» студенты с Ближнего Востока, из Китая. Им близки и понятны те ценности, которые рассматривает курс, — семья, дети, уважение к родителям, любовь к своей культуре и истории, стремление трудиться на общее благо. Неудивительно, что их родные страны — партнёры России.
— Какие современный молодой человек, получающий высшее образование, должен ставить перед собой цели для построения успешной карьеры?
— Наша цель — помочь студентам задать правильный вектор: чтобы они понимали, в какой стране живут, чего от них ждут, в том числе на рынке труда. Необходимый уровень образования мы обеспечиваем: трудоустройство наших выпускников в первые месяцы после окончания вуза — 95%, и они не просто находят работу, но и оперативно продвигаются по службе. Однако профессия профессией, а главное, чтобы человек был хороший. И вот «Основы российской государственности» помогают привить нужные качества личности: уважение к нашему государству, его ценностям, к культуре своего и других народов, понимание национальных интересов и заинтересованность в развитии своей страны.