Вернувшиеся из экспедиции ямальские мореплаватели провели встречу со студентами-краеведами и будущими моряками. Их путешествие «Паруса Ямала. С горизонта пришедшие» началось этим летом от истоков реки Пур, а завершилась у берегов окружной столицы. За время плавания они не только осмотрели региональную акваторию, но и побывали за полярным кругом. Какими итогами похвастались экстремалы и чем их знания пригодятся молодёжи выяснял yamal.aif.ru.
1000 километров за Полярным кругом
В Салехарде прошла встреча студентов Ямальского многопрофильного колледжа с экипажем экспедиции «Паруса Ямала. С горизонта пришедшие». Послушать интересные истории и полученные из плавания знания пришли 250 студентов.
Команда отправилась в путь ещё летом. Немногим больше месяца они бороздили водные просторы округа, и за это время побывали в самых разных деревнях и селах, пообщались с местными жителями и даже смогли разбавить информацию в местных музеях своими познаниями и находками. За все время они преодолели 1795 километров, тысяча из которых пролегала за Полярным кругом.
Когда стартовала подготовка к плаванию, выяснилось, что не каждое судно подойдет для таких путешествий. Тазовская и Обская губы не такие уж и глубокие, так что можно запросто сесть на мель. На некоторых катерах, по словам руководителя экспедиции Игоря Кузнецова, можно и не выйдет даже добраться до берега.
В общем, выбор оказался очевиден - парусный катамаран. Его можно просто разобрать и доставить в нужную точку на вертолете - не придется выбирать для начала экспедиции какое-то конкретное место. Весит это чудо техники каких-то 160 килограммов - команда из четырех человек запросто затаскивала его на сушу. Да и осадка всего 20 сантиметров - посадить на мель этот катамаран ещё нужно постараться.
Экипаж, разумеется, был отлично подготовлен для плавания - у одного только Кузнецова за плечами более 20 экспедиций, в свое время он ходил и в Карское, и в Баренцево море, плавал как на оборудованных яхтах, так и на простых байдарках.
Само собой не может такое путешествие проходить и без опасностей, главной из которых были короткие волны - они бьют одна за другой, не давая морякам передышки. Но опыта хватило, чтобы и с этой неприятностью совладать.
Новые страницы в забытой истории
Как становится понятно, сама по себе экспедиция несла в себе краеведческий характер. Поэтому студентам этого профиля оказались интересны рассказы председателя отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в ЯНАО Игоря Знаменского и его заместителя Игоря Кузнецова.
«Еще в начале 20-ого века почти все суда в Обской губе были парусные, на них перевозили грузы и ловили рыбу. Современный катамаран достойно выдержал непростые погодные условия. Так, в Тазовском районе и Обской губе он выстоял при ветре до 18 м/с и четырехметровой волне», – пояснил Знаменский.
За свое путешествие удалось побывать в ныне забытых и заброшенных поселениях. Но чтобы сохранить о них хоть какую-то память, специалисты установили новые информационные таблички. Такие, например, появились в поселениях Ивай-Сале и Пяси-Надо - именно отсюда в начале 30-х годов 20 века началась история образования Пуровского района.
Во время остановок команда поработала с архивными документами.
Научу ходить в моря
Пригодилась новая информация и будущим морякам, в том числе и тем, кто свяжет жизнь с хождением в моря и океаны на ледоколах. Например, очень их заинтересовал рассказ о разрушенном деревянном судне начала XX века, которое построили с помощью одних кованых гвоздей. Сейчас оно напоминает о старых традициях кораблестроения, выглядывая на мели из-под воды.
Экспедиторы, к слову, не только рассказывали, но и показывали - студентам продемонстрировали фотографии, на которых запечатлены любопытные находки: металлическое судно, замытое на мысе Круглом, а также тяжелый вертолет МИ-6 - он упал в 80-е годы в старицу бассейна реки Пур.
Лекторы отметили, что и дальше будут проводить время с ямальской молодежью. В планах у них проведение мастер-классов по навигации, чтению карт, построению маршрутов.
«Надеемся, наш опыт и подобные встречи пригодятся молодому поколению в профессиональном самоопределении. Возможно, уже среди нынешних студентов колледжей есть будущие капитаны ледоколов, которым предстоит покорить Северный морской путь», - подытожил Игорь Кузнецов.
Многие из студентов уже сегодня увлечены детальным изучением своего родного края. В будущем, как отмечают экстремальные экспедиторы, при достаточном рвении и старании их увлекательное хобби может перерасти в серьезную работу.