Примерное время чтения: 6 минут
88

С горизонта пришедшие. На Ямале мореплаватели провели встречу со студентами

Вернувшиеся из экспедиции ямальские мореплаватели провели встречу со студентами-краеведами и будущими моряками. Их путешествие «Паруса Ямала. С горизонта пришедшие» началось этим летом от истоков реки Пур, а завершилась у берегов окружной столицы. За время плавания они не только осмотрели региональную акваторию, но и побывали за полярным кругом. Какими итогами похвастались экстремалы и чем их знания пригодятся молодёжи выяснял yamal.aif.ru. 

1000 километров за Полярным кругом 

В Салехарде прошла встреча студентов Ямальского многопрофильного колледжа с экипажем экспедиции «Паруса Ямала. С горизонта пришедшие». Послушать интересные истории и полученные из плавания знания пришли 250 студентов.  

Команда отправилась в путь ещё летом. Немногим больше месяца они бороздили водные просторы округа, и за это время побывали в самых разных деревнях и селах, пообщались с местными жителями и даже смогли разбавить информацию в местных музеях своими познаниями и находками. За все время они преодолели 1795 километров, тысяча из которых пролегала за Полярным кругом. 

Когда стартовала подготовка к плаванию, выяснилось, что не каждое судно подойдет для таких путешествий. Тазовская и Обская губы не такие уж и глубокие, так что можно запросто сесть на мель. На некоторых катерах, по словам руководителя экспедиции Игоря Кузнецова, можно и не выйдет даже добраться до берега.  

В общем, выбор оказался очевиден - парусный катамаран. Его можно просто разобрать и доставить в нужную точку на вертолете - не придется выбирать для начала экспедиции какое-то конкретное место. Весит это чудо техники каких-то 160 килограммов - команда из четырех человек запросто затаскивала его на сушу. Да и осадка всего 20 сантиметров - посадить на мель этот катамаран ещё нужно постараться.  

Экипаж, разумеется, был отлично подготовлен для плавания - у одного только Кузнецова за плечами более 20 экспедиций, в свое время он ходил и в Карское, и в Баренцево море, плавал как на оборудованных яхтах, так и на простых байдарках.  

Для этого же путешествия ничего лучше катамарана бы не подошло.
Для этого же путешествия ничего лучше катамарана бы не подошло. Фото: Правительство ЯНАО

Само собой не может такое путешествие проходить и без опасностей, главной из которых были короткие волны - они бьют одна за другой, не давая морякам передышки. Но опыта хватило, чтобы и с этой неприятностью совладать.  

Новые страницы в забытой истории 

Как становится понятно, сама по себе экспедиция несла в себе краеведческий характер. Поэтому студентам этого профиля оказались интересны рассказы председателя отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» в ЯНАО Игоря Знаменского и его заместителя Игоря Кузнецова.  

«Еще в начале 20-ого века почти все суда в Обской губе были парусные, на них перевозили грузы и ловили рыбу. Современный катамаран достойно выдержал непростые погодные условия. Так, в Тазовском районе и Обской губе он выстоял при ветре до 18 м/с и четырехметровой волне», – пояснил Знаменский. 

За свое путешествие удалось побывать в ныне забытых и заброшенных поселениях. Но чтобы сохранить о них хоть какую-то память, специалисты установили новые информационные таблички. Такие, например, появились в поселениях Ивай-Сале и Пяси-Надо - именно отсюда в начале 30-х годов 20 века началась история образования Пуровского района. 

Во время остановок команда поработала с архивными документами.  

«Когда подняли данные о промышленниках и выяснили, что происходило здесь век назад, никто из местных даже не был в курсе - коренным жителям просто неинтересно, как жили предки. В краеведческом музее Яр-Сале, например, не знали историю названия залива Вардроперский Сор - в свое время судостроитель и рыболов Вардропер выкупил земли и работал там. В его честь залив и получил название», - поделился участник экспедиции Константин Путятин. 

Научу ходить в моря 

Пригодилась новая информация и будущим морякам, в том числе и тем, кто свяжет жизнь с хождением в моря и океаны на ледоколах. Например, очень их заинтересовал рассказ о разрушенном деревянном судне начала XX века, которое построили с помощью одних кованых гвоздей. Сейчас оно напоминает о старых традициях кораблестроения, выглядывая на мели из-под воды.  

Экспедиторы, к слову, не только рассказывали, но и показывали - студентам продемонстрировали фотографии, на которых запечатлены любопытные находки: металлическое судно, замытое на мысе Круглом, а также тяжелый вертолет МИ-6 - он упал в 80-е годы в старицу бассейна реки Пур.   

Студенты остались в восторге от беседы с такими лекторами.
Студенты остались в восторге от беседы с такими лекторами. Фото: Правительство ЯНАО

Лекторы отметили, что и дальше будут проводить время с ямальской молодежью. В планах у них проведение мастер-классов по навигации, чтению карт, построению маршрутов. 

«Надеемся, наш опыт и подобные встречи пригодятся молодому поколению в профессиональном самоопределении. Возможно, уже среди нынешних студентов колледжей есть будущие капитаны ледоколов, которым предстоит покорить Северный морской путь», - подытожил Игорь Кузнецов. 

Многие из студентов уже сегодня увлечены детальным изучением своего родного края. В будущем, как отмечают экстремальные экспедиторы, при достаточном рвении и старании их увлекательное хобби может перерасти в серьезную работу.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах