В период пандемии на первое место среди каналов распространения информации вышли социальные сети и федеральные телеканалы. Сейчас можно говорить о равнозначности этих канало это подтвердили итоги исследования Социологического антикризисного центра.
Выяснилось, что большинство пользователей комбинирует каналы: половина среди тех, кто отметил в числе приоритетных источников информации федеральные телеканалы, также отметили и ленту в соцсетях, 22% –различные федеральные новостные издания.
Однако роль соцсетей отличается. Официальные источники, СМИ дают человеку информационный повод. А сетевые площадки служат для получения дополнительной информации, перепроверки и интерпретации, обсуждения с другими.
В целом за период пандемии роль соцсетей и как средства общения, и как информационного канала возросла. Так, сетевые коммуникации формируют между спикерами и аудиторией более непосредственный, близкий контакт, который вызывает и большее доверие. С точки зрения информирования соцсети подчас оказывались ближе, так как давали информацию о том, что происходит в непосредственном окружении человека – в его городе, районе. К примеру, 67% опрошенных отметили, как важную для себя возможность узнавать новости о ситуации в своем городе.
Часть аудитории убеждена в том, что если получать информацию от разных источников, сложится более объективная картина. Но так как невозможно оценить значимость отдельных позиций, человек подчас только наращивает неопределенность..
Общество делится почти пополам в своем отношении к официальной позиции относительно пандемии. В оценках имеются колебания: «Я, конечно, верю, но люди говорят …», «Я, скорее не верю, потому, что …». Но большинство склоняется к недоверию официальной статистике – это почти половина респондентов.
Фокус интереса с самой болезни сегодня смещается на период восстановления – возврат к нормальной жизни, перспективы экономики. Также наблюдается усталость от обсуждений вируса.
Онлайн-опрос проводился исследовательской платформой Mail.ru Group на базе панели во «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Респондентами стали жители РФ в возрасте 18+. Всего было опрошено 2500 человек. Также проведено 60 глубинных интервью с жителями разных регионов России.
В исследовании наряду с собственными интервью «Платформы» использованы интервью студентов курса «Исследования аудитории медиа» факультета «Коммуникаций, медиа и дизайна» НИУ-ВШЭ, 2020 год.