У каждой семьи есть свои праздничные традиции, что уж говорить о целых народах. Свои обычаи имеются и у коренных северян. Чем они отличаются от привычных рядовому горожанину и почему тундровики считают добряка-Деда Мороза злым духом - в материале yamal.aif.ru.
За подарками на снегоходах
Традиция провожать старый год и встречать новый у коренных народов севера не так уж и стара. Отмечать этот праздник они начали лишь с приходом власти пролетариата.
Сегодня же Новый год у ненцев или эвенков мало чем отличается от нашего - те же поездки за подарками, шампанское, ёлки в чуме и даже салют - всё как у людей. Однако местная специфика всё-таки проглядывается.
Раньше северяне могли на долгое время оправляться в тундру в поисках подарков для своих домочадцев и угощений на стол. Сейчас же стоит запрыгнуть на снегоход и отправиться в ближайший город, а уже там закупиться игрушками, украшениями и едой, которую в лесах не отыскать.
Кстати, о еде. Жемчужина местного меню, разумеется, мясо оленя. Но и тут не обошлось без обрядов. Как говорят представители северных народов, кровь этого зверя «смывает» все плохое от старого года, да и духов так задобрить - дело нехитрое.
Отличают жителей мегаполисов от тундровика, разумеется, и блага цивилизации, главное из которых - электричество. Чтобы посмотреть обращение президента, знаменитую комедию Рязанова или «Голубой огонёк», нужно заранее позаботиться о генераторе. Используют его здесь редко и только в случае необходимости, поэтому топливо берегут на особый случай.
Кому волшебник, а кому колдун
К главным новогодним героям Деду Морозу и Снегурочке все мы уже давно привыкли - их фигуры стоят на площадях, а поезд главного зимнего волшебника объезжает всю страну уже второй год.
В тундре же к обоим отношение, скажем так, неоднозначное. Тундровики постарше причисляют их к злым духам из потустороннего мира, молодежь же относится к Дедушке и его внучке куда лояльнее.
Но злой не значит запрещённый. Шаманы, заверяют северяне, обладают достаточной силой, чтобы позволить себе перевоплощение в Деда Мороза. А вот простым жителям такие капризы не просто недоступны, но и непозволительны. Так, говорят коренные ямальцы, можно навлечь на себя и окружающих страшную беду - сказывается идолопоклонничество.
Новый год три раза в год
Стоит отметить, что раз праздник государственный, то и отмечают представители КМНС его вместе с остальными россиянами. При этом у них есть и свои даты, символизирующие начало года. Наступает традиционный Новый год, как правило, в ноябре - в это время начинается охота на песца. В это время северяне обращаются к лесным богам и просят у них помощи и поддержки в их нелегком быте.
Например, Новый год эвенков Хэбденек («веселье») проходит 21-22 июня - в день летнего солнцестояния. Люди разжигают ритуальный костер из веток можжевельника - так они изгоняют злых духов.
И если горожане свои желания загадывают под бой курантов, то эвенки завязывают на дереве ленточки, думая о том, чего они хотят в следующем году. И желания непременно должны быть услышаны, ведь в этот день открываются врата между миром живых и миром духов, которые и помогут осуществить просьбы.
Немцы же не стали мелочиться и устроили сразу два праздника - «день середины лета» в июле и день, в который на реках встаёт лед.
Традиции у них с эвенками схожи - те же ленточки с желаниями, но с оговоркой: завязывать их нужно на священном для них дереве - берёзе. Осенью всё тот же костёр с обращением к духам.
Однако нельзя не отметить, что как только цивилизация добралась до тундры, подобные праздники на просторах Ямала стали встречаться всё реже. Ведь отдыхать и пить шампанское оленеводам попросту некогда. Так что, заверяют они, одного Нового года им вполне хватает.