Дороги - одна из самых волнующих ямальцев проблем. Несмотря на ежегодные ремонты, претензии к их качеству не утихают. Очередной сезон дорожных работ уже стартовал, но жители не верят, что ровного асфальта хватит надолго, подробнее - в материале «АиФ-Ямал».
Мы живем на болотах
В прошлом году жители округа жаловались на качество трассы Коротчаево-Новый Уренгой. После свежего ремонта асфальт пошел волнами, кое-где начал проседать, писали водители в социальных сетях. Каждый пост на дорожную тему вызывает немало комментариев.
«Каждый год одно и то же, одни и те же отговорки»,-пишет Анастасия И.
«Просто принимают работу не на качество, а за откат и никто не несет ответственности», -считает Михаил С.
Есть и те, кто не исключает климатический фактор, ямалец Виктор Прокопец уверен, что дороги в округе никогда не будут ровными из-за тающей мерзлоты и изменений климата.
«Я считаю, что причина в болоте, - делится своими соображениями Елена Романенко. - Возможно, в использовании неправильной технологии. Думаю, что плиты для северных дорог лучше, чем асфальт. Если под плитой основание просело - плиту поднял, подсыпал и дорога всегда нормальная, если её обслуживать ежегодно. Асфальт просто так не поднимешь. А если делать асфальт, так, чтобы он не проседал, то никакого бюджета не хватит, учитывая, что у нас материалов своих нет и их нужно доставлять с земли. Даже в ХМАО, там где болота дорога становится неровная со временем. Это моё личное мнение непрофессионала».
«Уже летом на выезде из Харампура появится асфальтированная дорога, тротуар и освещение, - отметил глава администрации Пуровского района Антон Колодин. - С просьбой отремонтировать эту дорогу обращались не только жители Пуровска, но и многие таркосалинцы, которые приезжают и уезжают с вокзала. Обращение принято, теперь будет результат».
Глава района отметил, что читает все претензии жителей в соцсетях и согласен с тем, что на некоторых участках ситуация критическая. В первую очередь приступили к ямочному ремонту по городу, как только позволит погода, планируют развернуть масштабные работы.
Дорога дороге рознь
Что лучше асфальт или плиты решают местные власти. По словам заведующего кафедрой автомобильных дорог Вологодского госуниверситета Анатолия Вельсовского, конструкции автомобильных дорог могут быть жесткими, содержащими слои из цементо- или железобетона и нежесткими. Асфальтобетонные смеси, и получаемые из них после укладки покрытия, применяются как в первом, так и во втором случае.
«Устройство нежестких конструкций автомобильных дорог технологичнее и на конечной стадии, после укатки покрытия, по нему можно открывать движение. Устройство дорожных конструкций содержащих цементо-, железо- или армобетон в виде дорожных плит, устраиваемых на месте, существенно отличается по технологии и временным затратам. На эту тему можно много говорить, сравнивать эксплуатационные показатели покрытий, сроки службы, стоимости. Но вопрос решается на уровне департамента, если это региональная или местная дорожная сеть, они выступают в роли заказчика и объявляют тендеры на ремонт, реконструкцию или новое строительство автомобильных дорог. В результате проектной документации сравниваются несколько вариантов устройства дорожных конструкций, из которых выбирается наиболее экономически целесообразный», - говорит он.
По словам генерального директора ООО «ПОРОСТЕК ГРУПП», кандидата технических наук Евгения Короткова, дорога – это многофакторная система и говорить только о какой-то одной причине разрушения всех дорог неправильно. В ЯНАО дороги можно поделить условно на две группы: те, что находятся на многолетнемерзлых грунтах и без мерзлоты, но с глубоким сезонным промерзанием. Методы борьбы с разрушениями и увеличение долговечности дороги будут зависеть от того, в каких условиях она находится. Есть две основные проблемы для дорог ЯНАО из разряда геокриологических – оттаивание мерзлоты и пучение грунтов.
«У каждой дороги свои причины разрушения и они могут быть разные. Даже у одной дороги на ее протяжении много разных факторов, влияющих на ее разрушение. В одном месте дорожное покрытие может разрушиться, а через 50 метров нет. При этом на обоих участках климатические условия одинаковые, грунты одинаковые, дорожные материалы одинаковые, но разные водные условия и поэтому дорога разрушилась только в одном месте, где они были максимально негативные.
Вопрос непростой и я за то, чтобы не только к каждой дороге подходить «индивидуально», но даже к разным ее участкам. Факторов, влияющих на долговечность дорожной конструкции, много: наличие мерзлоты, ее тип, толщина, температура, глубина залегания, наличие грунтовых вод, скапливающаяся вода вдоль насыпи в период распутицы, тип грунтов, используемые строительные материалы, высота насыпи, болотистая местность или нет, глубина сезонного промерзания, толщина снежного покрова на откосах насыпи (снег - это естественный теплоизолятор и он влияет на водно-тепловой режим дорожной конструкции), продольный профиль участка дороги вогнутый или выпуклый, толщина мохово-растительного слоя, строительство дороги на промерзшее основание или на оттаявшее, наличие таликов, использование теплоизоляционных материалов и много других», - говорит Евгений Коротков.
Так, если дорога расположена на мерзлоте, то нужно предотвратить оттаивание грунта в естественном основании. Оно должно быть в мерзлом состоянии и зимой и летом в течение всего жизненного цикла дорожного объекта. Для глубоко сезонного промерзания (без мерзлоты) нужно предотвратить повторяющиеся сезонные циклы замерзания/оттаивания грунтов насыпи и основания. Это позволит исключить негативные процессы пучения.