В Салехарде завершилась выставка работ участников конкурса «Ямальский комикс», которая проходила в музейно-выставочном комплексе им И. С. Шемановского. На протяжении полугода комиксисты могли представить свои творения организаторам, задумкой которых было показать в картинках жизнь Ямала. Тем, каким видится родной край, могли поделиться все желающие, кто-то даже работал парами: один придумывал идею, другой — ее воплощал. О том, трудно ли создать комикс, с какими предрассудками приходится бороться авторам и можно ли на этом заработать, «АиФ — Ямал» рассказала иллюстратор, преподаватель и автор комиксов Юлия Никитина.
Позволяет говорить о чем угодно
Светлана Садырина, «АиФ — Ямал: Как вы начали писать комиксы? Читали ли в детстве комиксы и какие? И почему выбрали именно этот жанр?
Юлия Никитина: Я начала заниматься комиксами лет в двадцать, как раз на волне интереса к манге. Главный комикс моего детства — «ElfQuest» (Цикл комиксов, основанный на фэнтезийной истории о племени эльфов, борющихся за выживании на планете. — Прим. автора), его впервые издали на русском в девяностые. Комиксы — не жанр, это отдельный вид искусства. Я выбрала его, потому что он потрясающе разнообразен, он требует знаний в очень разных областях, а его выразительные средства практически бесконечны.
— Популярна ли на Ямале культура графического романа? Есть ли возможность для развития?
— Не думаю, что на Ямале популярны комиксы, но не вижу в этом беды: наоборот, нам есть куда расти.
— Распространен стереотип, что комиксы — это такая несерьезная литература для молодежи. Истории про супергероев, диснеевских мультфильмов. Такое мнение мешает авторам комиксов?
— В любом обсуждении комиксов мы имеем дело со стереотипами, о которых вы упомянули. Такие суждения всего лишь показывают, что мы говорим с людьми, незнакомыми с культурой комикса.
— Кстати, в последнее время появляется все больше графических историй на серьезные темы: социальные, исторические. Как вы считаете, это попытка достучаться до молодежи, говорить с ними на одном языке? И все обо всем ли можно рассказать в графической литературе?
— Серьезные комиксы для мировой культуры — это совсем не новость, это у нас они стали печататься недавно. Я считаю, что с помощью комикса можно говорить о чем угодно. Вы же не будете спрашивать режиссера кино, обо всем ли можно сказать с помощью его вида искусства? Мне кажется, что комикс как форма — это признание того, что изображение — тоже язык, его тоже нужно уметь читать.
— Как вы думаете, может ли так случиться, что графическая литература в какой-то степени вытеснит классическую и мы увидим «Евгения Онегина» в комиксах?
— Не представляю себе, зачем комиксу вытеснять литературу. Существование графической адаптации знаменитых литературных произведений — это как киноадаптация, еще один взгляд на знакомый вам текст. Вот есть графическая адаптация «Мастера и Маргариты». Заменяет ли она роман-первоисточник? Нет. Является ли она интересным и ценным художественным высказыванием? Да.
Первостепенна история
— Что первостепенно в комиксах, рисунки или текст? Можно ли только графикой рассказать историю, передать чувства, переживания героев?
— Первостепенна в комиксах история, которую вы рассказываете. Текст, графика, ритм — это средства, это не главное. История ваша может быть абсолютно любой. И да, графикой можно рассказать все, есть прекрасные «немые комиксы», в которых текста в привычном смысле нет совсем.
— В Эрмитаже в Берлине проходила год назад совместная выставка комиксов «Три истории: новые комиксы из России», одним из авторов были вы. В чем отличие графических работ зарубежных авторов от российских? Есть ли в нашей стране комикс-культура, на каком она уровне?
— В нашей стране комикс-культура развивается, появляются комикс-клубы, комикс-магазины, издательства, специализирующиеся именно на комиксах. Мне кажется, зарубежным авторам чуть проще, им реже приходится доказывать, что их область ценная и заслуживает любви и уважительного отношения.
— Со стороны кажется, что нарисовать комикс – проще простого, достаточно иметь фантазию и владеть карандашом. А на самом деле что нужно для создания хорошего комикса?
— Да, комикс — это совсем не просто. Недостаточно уметь рисовать, чтобы сделать хороший комикс. Нужно уметь придумать историю, написать работающий сценарий, найти подходящее графическое выражение и представить историю, и не только картинки, но и текст, а потом оформить и обработать готовый материал. В массовом производстве, в экшн-комиксах, скажем, эту работу разделяют на команду, у нас чаще всем этим занимается один человек.
— Можно ли достойно зарабатывать только на комиксах? Насколько это профессия прибыльная?
— Зарабатывать только на комиксах — почему нет, это возможно. Пока получается не у всех, конечно, но это так в любой творческой профессии.
Мнение эксперта
Своим мнением о представленных работах, а также полученными впечатлениями поделилась вошедшая в состав жюри Ольга Лаврентьева, член Санкт-Петербургского Союза художников, автор известных российских комиксов «Сурвило», «ШУВ», «Непризнанные государства», участница выставок графики и рисованных историй в России, Финляндии, Швейцарии, Венгрии, Польше, Норвегии, США, Германии.
«Уровень очень высокий — сильные истории, сильная графика. Трудно выбрать одно имя того, кто особенно запомнился, потому что таких много. Например, комиксы «Гидропорт», «Время ледохода», «Актировка», «Как я обнимала сугробы». Вот объятия с сугробами поразили меня в самое сердце! Такие истории можно смело отправлять на питерские и московские конкурсы, участвовать в выставках. Когда читала сборник, в который вошли комиксы всех участников, для меня открылся целый мир, новый, незнакомый, непривычный, сложный и невероятно красивый, холодный и одновременно теплый, душевный. Таким я увидела Ямал глазами авторов».