Примерное время чтения: 4 минуты
358

Вековые салехардские иконы почти отреставрированы. Работа шла больше года

Старинная икона, обнаруженная в усадьбе салехардского купца
Старинная икона, обнаруженная в усадьбе салехардского купца / Анна Булатова / Из личного архива

Тобольская иконописная школа завершила реставрацию одной из пяти старинных икон, которые обнаружили два с половиной года назад в Салехарде. Журналист «АиФ-Ямал» узнала, когда будут готовы остальные, и что будет с иконами после окончания всех реставрационных работ. 

Собирали как мозаику 

Вековые иконы были обнаружены строителями во время реставрации дома купца Терентьева в старой части Салехарда. Они оказались прибиты изображением к стене, вероятно, так святыни спасали от гонений на религию во время становления советской власти.

Заведующий иконописной школой отец Виталий Ведерников называет эти иконы исключительными для своего времени (их датируют рубежом 19-20 годов). Тонкими профессиональными мазками выписаны лики, складки одежд прорисованы тончайшими золотыми асисстами, фон иконы выполнен из чеканного золота. Есть у этих икон еще одна особенность. В коллекции два образа с копиями: две иконы Господа Вседержителя, две Божьей Матери и один образ Николая Чудотворца.

В паре икон Господа Вседержителя одна пострадала меньше всего, поэтому работу над ней завершили раньше. Над второй пришлось хорошо потрудиться. Как оказалось, разрушаться она начала еще в стене, деревянную святыню изъела плесень, слой живописи отошел от грунтовки и при ударе все осыпалось. Реставраторы, собранные в коробочку фрагменты, выкладывали, как мозаику.

Икона, обнаруженная при реставрации купеческого дома
Икона, обнаруженная при реставрации купеческого дома Фото: Из личного архива/ Анна Булатова

Две иконы, которые сохранились лучше остальных, вернут салехардскому приходу. Возможно, они украсят старый Петропавловский храм. Две иконы с большими повреждениями реставрируют по специальной музейной технологии. Авторский фрагмент на них укрепили, а утраченные - не будут детально прорисовывать, краски для них подберут на тон светлее. Места без золочений покроют акварелью. Дубли образа Господа Вседержителя и Божьей Матери после реставрации передадут в музей дом-усадьбу купца Терентьева.

Акварелью и золотом 

Почти год реставраторы укрепляли живописный слой икон. Краску насыщали мездровым клеем и укладывали на основу. Проколы от гвоздей зашпатлевали мастикой из опил, затем специальным растворителем сняли покровный слой лака.

Старинная икона
Старинная икона Фото: Из личного архива/ Анна Булатова

Только после этого начинают прорисовывать утраченные элементы. Делают это акварелью. По словам отца Виталия, краски должны быть такими, чтобы при необходимости их можно было легко смыть. Продлится реставрация до конца осени 2017 года. Готовую икону мастера отдавать не торопятся, важно, чтобы она еще несколько месяцев была под наблюдением. Все это время защитные пленки продолжают впитываться, краски и золочение могут обнажиться. Мастера подмечают это и заново лакируют святой лик. А для лучшей сохранности, уже готовые иконы спрячут в киоты.

Святыни требуют особого микроклимата и бережного обращения. Утраченные элементы золочения обновляют сусальным золотом и искусственно старят его, чтобы смотрелось как авторский. К слову, с золотом мастерам пришлось повозиться. Старинное покрытие было очень хрупким, чтобы его случайно не смахнуть спонжем, приняли решение укреплять золочение не сверху, а изнутри подводить клей шприцами.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах