Этим летом на Ямале принялись восстанавливать маяк на острове Белом. На сегодня основная часть работ уже завершена, а продолжить возведение знакового объекта планируют в следующем году. Подробнее в материале yamal.aif.ru.
Проводник и свидетель трагедии
В 1936 году на острове Белом появился маяк — суда в те годы уже курсировали неподалеку и им требовался ориентир. Из года в год объект, ставший одним из первых маяков на Северном морском пути, справлялся с задачей, переживал натиск времени и непогоды.
«На острове построили деревянный маяк необходимый для морской навигации, рядом с существующей уже тогда метеостанцией. Маяк установлен на деревянной вышке высотой 35 метров, вращающийся прожектор с лампами 1000 свечей. Так же на острове располагалась воинская часть, которую в 90-е годы прошлого века расформировали, оставив заброшенные здания», — рассказали специалисты Российского Центра освоения Арктики.
В годы Великой Отечественной войны на его фоне происходили трагические события. Так, в августе 1944 года, в 96 километрах от берега, немецкая подлодка U-365 потопила конвой БД-5 (Белое море — Диксон № 5). Тогда погибли 376 человек, в том числе женщины и дети.

Время взяло свое и старый маяк начал разрушаться. Чтобы запечатлеть постройку до того, как она рухнет, на остров в 2021 году выехала команда проекта «Маяки России». Они сделали несколько фото и видеозаписей — благодаря этому позже получилось воссоздать чертежи, близкие к оригиналу.
Будет работать как раньше
Точную копию начали строить в июне 2025 года. Некоторые части конструкции пришлось сделать мастерам из Архангельска, а доставляли материалы из местного порта на ледоколе по Северному морскому пути — иначе до острова сегодня не добраться.
«После этого бригада строителей приступила к возведению каркаса маяка. Несмотря на использование современных технологий сборки, при возведении маяка максимально сохранены традиционные материалы — дерево и крепежные элементы, аналогичные тем, что использовались при строительстве его предшественника», — рассказали в правительстве округа.
На сегодня работы завершены на 85%. Продолжат возведение уже в следующем году. Строителям предстоит установить свет наверху маяка. Так что объект будет не только достопримечательностью, но и продолжит выполнять основную функцию — служить ориентиром, но уже для современных кораблей.
Ранее tmn.aif.ru рассказывали о завершении работ на 501-й стройке ГУЛАГа, ставшей в свое время крупнейшей в округе. Локацию превратили в музей под открытым небом, сохранив как атмосферу, так и материалы бараков и дозорных вышек тех лет.