На Ямале завершаются работы по созданию музея на базе бывшего ГУЛАГа. Лагерь для советских осужденных начали реставрировать в 2022 году. Специалисты постарались не только привести объект в порядок, но и сохранить атмосферу локации. Подробнее в материале yamal.aif.ru.
Лагерь на обочине «Трансполярки»
В 217 километрах от Салехарда расположился объект, напоминающий туристам и краеведам о мрачном наследии Ямала. Имя ему — 501-я стройка, ставшая последним пристанищем для многих осужденных середины XX века.
Появилась она в эпоху строительства Трансполярной магистрали, в народе известной как «Стройка на костях» или «Мертвая дорога» — она, по задумке, должна была стать Великим Северным железнодорожным путем, соединяющим берег Охотского моря и Чукотку. Так вдоль намеченного пути и появились стройки — 501-я, 502-я и 503-я.
Была потрачена уйма времени, средств, а главное — жизней, прежде чем «Трансполярка» дошла до финишной прямой. Для полного завершения проекта не хватило пары лет работы — проект был свернут. Вместе с великим замыслом сгинули и «стройки». Но энтузиастов со всей страны, предпочитающих пляжному отдыху изучение знаковых объектов времен Союза, остается немало до сих пор.
Так, в 2022 году с подачи губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова началась реставрация 501-й стройки. Поводом, в том числе, стал наплыв туристов: одни делились впечатлениями о гнетущей атмосфере, другие — якобы слышали стоны погибших здесь рабочих. Но важнее была история, которую стремятся сохранить для потомков — «стройка» стала объектом культурного наследия регионального значения.
«Вблизи разъезда „Глухариный“ хорошо сохранились вышка, бараки, колючая проволока, но их нужно поддерживать в надлежащем состоянии. Мы планируем провести туда островок цивилизации: сделать освещение, парковку, поставить вендинговый аппарат, обеспечить охрану объекта», — говорил глава ЯНАО Дмитрий Артюхов.
«Страшную историю лучше показать вживую»
После этого эксперты подготовили концепцию экспозиции, а уже затем бригады приступили к работе — шла она круглогодично. На сегодня готовы пять ключевых зданий: вахта № 1 и вахта № 2, барак для заключенных, баня с дезокамерой и штрафной изолятор. В ближайшее время будет восстановлена конюшня у реки.
«Этот объект середины XX века наиболее хорошо сохранившийся. Он был взят под охрану государства как объект культурного наследия для создания экспозиционного пространства. Конечно, историю той страшной стройки можно показать и на макетах, но вживую — лучше. Здания перестраивались, но максимально идентично. Антураж создается благодаря предметам того времени», — поделился заведующий сектором новой и новейшей истории музейно-выставочного комплекса имени И.С. Шемановского Алексей Мазурин.

Все, от дощечки до дозорной вышки, должно соответствовать своему историческому аналогу. Поэтому специалисты применяли «новодел» только там, где иначе было нельзя. В остальном старались использовать материалы того времени, прошедшие специальную обработку.
Сохранить удалось и предметы быта, например, алюминиевый таз и чайник. Они станут частью экспозиции. Отопление в бараках печное, заслонки оригинальные — с той самой стройки.
Также завершена реконструкция ограждений лагеря из бревен и колючей проволоки, входные ворота и одна из вышек охраны. И все же некоторые нововведения пришлось применить. Так, для удобства туристов здесь появились парковка, деревянные тротуары и лестница к реке.

«Мы не просто восстанавливаем здания, мы воссоздаем атмосферу тех лет. Все работы ведутся по проектным решениям и в октябре планируем сдать объект. Все материалы прошли огне- и биообработку», — добавил инженер по строительному контролю Сергей Прохоренко.
Дело, говорят специалисты, за малым. Из длинного списка работ осталась отделка некоторых зданий и бараков — их облицуют рейкой и штукатуркой, чтобы облик соответствовал историческому.
Ранее yamal.aif.ru рассказывал, как на Ямале жили репрессированные кулаки, сосланные на Север для повышения темпов добычи рыбы.